31-й истребительный Нижнеднестровский Краснознаменный орденов Кутузова и Богдана Хмельницкого авиационный полк

Командиры полка

Звание Имя Период Примечание
майор Павел Ильич Путивко 06.41  
подполковник Павел Фомич Муштаев 1941 - 18.08.43  
майор - подполковник Григорий Денисович Онуфриенко с 18.08.42 г.  

 

В действующей армии:

  • 22.06.41 - 15.07.41
  • 15.08.41 - 05.10.41
  • 16.05.42 - 29.07.42
  • 14.04.43 - 01.05.43
  • 24.05.43 - 09.05.45

Сформирован в мае 1938 г.

Входил в состав 8 сад.

К 22.06.41 г. имел на вооружении 32 самолета И-16, И-15 (в том числе 4 неисправных), а также 54 (по данным [4] - 63) МиГ-3, МиГ-1 (в том числе 7 неисправных), еще не освоенных летчиками.

Перед началом войны полк базировался в Ковно (Каунас).

22.06.41 г. противнику не удалось застать полк врасплох на аэродроме. Накануне войны его подразделения рассредоточились, в Каунасе осталась лишь третья эскадрилья (13 МиГ-3 и 18 И-16), а три других (39 МиГ-1, МиГ-3 и 2 И-16) перебазировались в Кармелаву (13 км северо-восточнее Каунаса). Однако после учебных полетов накануне войны почти половина новой материальной части (24 истребителя) оказалась неисправной, и непригодные для полетов самолеты частично бросили, а частично уничтожили вскоре после начала вторжения [4].

Для сохранения боевого опыта командование ВВС Северо-Западного фронта приняло решение в начале июля 1941 г. весь летный состав 8-й сад, летавший на МиГ-3, собрать в 31-м иап. Часть базировалась тогда на аэродроме Карамышево и получила задачу прикрыть Псков от налетов вражеской авиации.

14.07.41 г. после напряженных боев полк был выведен в тыл, в 1-ю ВШШ (Рязань), на переформирование. За первый период пребывания на фронте полк выполнил 714 боевых вылетов, провел 34 боя и сбил 13 вражеских самолетов. Полк потерял все МиГи, а также сохраненные перед войной и частично законсервированные И-16. За это время погибли в бою 13 летчиков, а 11 не вернулись с заданий. Переформирование завершилось в середине августа 1941 г. Полк был трехэскадрильным.

Позже на вооружении имел самолеты ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7.

С 21.08.41 г. входил в состав 1 раг.

С мая 1942 г. входил в состав 206 иад.

С апреля 1943 г. до конца войны входил в состав 295 иад.

 

Источники информации:

1. РККА.

2. Сборник боевых документов Великой отечественной войны. Выпуск 34. - М.: Воениздат, 1953.

3. Данные Михаила Быкова.

4. Медведь А.Н., Хазанов Д.Б., Маслов М.А. Истребитель МиГ-3. - М.: "Русское авиационное общество" (РУСАВИА), 2003.

5. Перов В.И., Растренин О.В. Штурмовая авиация Красной Армии. - М.: Издатель А.С.Акчурин, 2003. - Том 1. Суровая школа.

6. Скоморохов Н.М. Боем живет истребитель. — М.: Воениздат, 1975.

7. Перечень No.12 авиационных полков военно-воздушных сил Красной Армии, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.