36-й истребительный авиационный полк
57-й гвардейский истребительный Краснознаменный авиационный полк

Командиры полка

Звание Имя Период Примечание
капитан Николай Степанович Торопчин 03.38 - ?  
полковник Иван Карпович Старостенков ? - 03.41  
майор, подполковник Александр Алексеевич Осипов 03.41 - 24.10.43  
майор Василий Емельянович Сидоров 24.10.43 - 27.12.44  
майор Александр Максимович Беркутов 06.01.45 - 09.05.45  

 

В действующей армии:

  • 23.11.41 - 08.02.43 (36 иап)
  • 25.04.43 - 06.05.44 (57 гиап)
  • 03.12.44 - 09.05.45 (57 гиап)

Сформирован в Баку на аэродроме Насосная в марте 1938 г. на базе двух эскадрилий 70-го отдельного авиаотряда, образованного в 1927 году, и был вооружен самолетами И-16 и И-15 бис.

В 1939 году группа из 60 летчиков-истребителей и техников была отправлена на Халхин-Гол, в боях погибли три пилота и двое техников, было одержано несколько воздушных побед.

С началом Великой Отечественной войны прикрывал нефтепромыслы Баку, в августе 1941 г. в составе группировки советских войск участвовал в походе в Иран, в октябре прикрывал Сухуми. С конца ноября 1941 г. в составе 74 иад действовал одной эскадрильей с аэродрома Запорожская на Тамани и двумя эскадрильями комполка майора Осипова с аэродрома Кулешовская под Ростовом. До осени 1942 г. участвовал в боях под Ростовом, в Крыму и обороне Кавказа. С февраля 1942 г. действовал в составе 135 иад. С апреля 1942 г. в составе ВВС Крымского фронта. С июня 1942 г. входил в состав 237 иад, а после ее расформирования с первой декады октября действовал в составе 236 иад, отражая наступление противника на туапсинском направлении.

На самолетах И-16 в июне - июле 1942 г. в районе Кубани и северо-восточного побережья Черного моря произвел 1976 боевых вылетов, из них 661 - на штурмовку войск и техники противника. Летчики полка провели 56 групповых воздушных боев и сбили 13 самолетов противника.

В ноябре 1942 г. полк выведен в Баку на переформирование и обучение на истребителях "Спитфайр" Mk V, которые несколько опытных летчиков во главе с командиром перегнали из Ирана. Полк был единственным в советских ВВС, вооруженным такими самолетами.

Преобразован Приказом НКО СССР No. 63 от 08.02.43 г. в 57 гиап.

С 25.04.43 до июля 1943 г. действовал в составе 216 сад в небе Кубани.

В июне 1943 г. полк получил самолеты P-39 "Аэрокобра".

28.08.43 г. в признание боевых результатов полка на аэродроме Тихорецкая ему торжественно вручено гвардейское знамя.

С октября 1943 г. до конца войны входил в состав 329 иад.

После освобождения Тамани с осени 1943 г. летчики полка вели бои над Керченским проливом, в Крыму, при штурме Севастополя, на Украине.

С декабря 1944 г. 57 гиап воевал в небе над Варшавой, Восточной Пруссией и Данцигом.

26.04.45 г. полк награжден орденом Красного Знамени.

Закончил войну на Одере, под Штеттином, на аэродроме Клютцов.

За время войны летчики полка совершили 9572 боевых вылета, провели 455 групповых воздушных боев, сбили 190 самолетов противника, в том числе 59 бомбардировщиков и 101 истребитель, 26 самолетов уничтожили на аэродромах, штурмовыми действиями вывели из строя большое количество живой силы и техники, в том числе до 800 автомашин, 30 танков, 50 вагонов и цистерн. В воздушных боях и от огня с земли было потеряно за войну 53 самолета, погибли 41 летчик.

14.05.45 г. перебазировался на аэродром бывшей немецкой ракетной базы Пенемюнде.

После войны полк базировался на аэродромах Польши и бывшей Восточной Пруссии, а в 1947 г. перебазировался в Елец, где освоил реактивные МиГ-9 и МиГ-15.

С октября 1950 по март 1952 г. весь состав полка принял участие в боях корейской войны.

С марта 1952 г. 57 гиап, включенный в состав войск ПВО страны, базировался на аэродроме Вещево под Выборгом.

В июне 1978 г. личный состав и техника были распределены по другим полкам ПВО, а гвардейское знамя, печать и формуляр части были переданы в 991-й истребительный полк в Бесовце под Петрозаводском, который принял имя 57-го гвардейского.

В 70 - 80-е годы полк летал на перехватчиках Су-15 ТМ.

В ноябре 1990 г. 57 гиап совершил перелет на не готовый к приему норильский аэродром. На новом месте началось переучивание на МиГ-31, но осенью 1993 года в ходе сокращения Вооруженных Сил полк был расформирован.

 

Источники информации:

1. Давтян С.М. Пятая воздушная. Военно-исторический очерк боевого пути 5-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны. - М.: Воениздат, 1990.

2. Данные Михаила Быкова.

3. Рычило Б., Морозов М. Гвардейские авиационные полки 1941-45 гг. — Мир авиации, 2003, No. 2.

4. Яргульян В.И. Спасая товарища. В сб. Герои кубанского неба / Сост. Н.П.Жуган, Г.Ф.Приймук. — Краснодар: Кн. изд-во, 1987.

5. Данные Бориса Рычило.

6. Данные Дениса Бедина.

7. Перечень No.12 авиационных полков военно-воздушных сил Красной Армии, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

8. Феоктистов С.И. В небе Туапсе. — Туапсе, 1995.

9. Сергей Лапшов. Памяти полка. — Карелия, No. 18 (1739) за 19.02.2008 г.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.