1-й перегоночный авиационный полк ГВФ

Командиры полка

Звание Имя Период Примечание
подполковник Павел Владимирович Недосекин 08.42 - 02.43  
подполковник, с 1944 г. полковник Никифор Сергеевич Васин 02.43 - 1945  
майор Барченко 1945  

 

Формировался в августе-сентябре 1942 г. в Иваново на авиабазе 6-й запасной авиабригады.

Предназначался для перегонки американских самолетов, поставляемых в СССР по ленд-лизу, по Красноярской воздушной трассе.

Входил в состав 1-й пад ГВФ.

Базировался в г. Фербенкс на Аляске.

В полку было четыре эскадрильи - две истребительные и две бомбардировочные, а также два лидерных экипажа. Каждая истребительная эскадрилья имела 9 пилотов и десятого комэска. Бомбардировочные эскадрильи состояли из 10 экипажей каждая. Летно-подъемный состав полка насчитывал около 100 человек, технический и другой обслуживающий персонал - около 70.

Самолеты перегонялись летчиками полка из Фербенкса в Уэлькаль, где передавали эстафету 2-му пап. Обратно в Фербенкс летчики возвращались на транспортных самолетах 8-го трап. В сентябре 1943 г. в составе полка сформирована 5-я транспортная эскадрилья. Ее экипажи не только доставляли из Уэлькаля перегонщиков боевых самолетов, но и сами перегоняли на магистраль, подчас до самой Москвы, транспортные "Дугласы".

07.10.42 г. (по разным источникам даты: 6, 7 и 9.10.42 г.) из Фербенкса в Уэлькаль вылетела первая группа из семи истребителей Р-40 "Киттихаук", пилотируемых летчиками полка.

10.01.43 г. по решению правительства участок трассы Фербенкс-Ном-Уэлькаль с личным составом 1-го пап перевели в самостоятельный участок с подчинением начальнику военной приемки ВВС КА на Аляске полковнику Мачину.

В конце августа 1945 г. американцы прекратили поставку самолетов по ленд-лизу. Авиаполк передислоцировался из Фербенкса в Марково на Чукотку (этот аэропорт стал базовым) и включился в перегонку американских самолетов на Дальний Восток.

Всего за три года произошло 11 катастроф, 13 аварий, 25 поломок. Потеряно 23 самолета, погиб 21 человек летного состава.

В конце августа 1945 г. после прекращения поставок самолетов по ленд-лизу авиаполку приказано передислоцироваться из Фербенкса в Марково на Чукотке. Эвакуация заняла 10 дней.

Полк включился в перегонку накопленных боевых машин для Забайкальского, двух Дальневосточных фронтов и ВВС Тихоокеанского флота. Летчики полка перегоняли самолеты из Марково в Петропавловск-Камчатский, из Красноярска - в Хабаровск и Владивосток.

В середине октября 1945 г. полк расформирован. Личный состав направлен на доукомплектование оккупационных частей ВВС Красной Армии.

 

Источники информации:

1. Небо без границ: очерки, воспоминания / ред. Н.И.Дроздов, сост. Л.И.Горбунова, сост. Е.В.Кутаков, сост. Н.Ф.Шкарев. - Красноярск: Русская энциклопедия, 1995.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.