2-й авиационный полк дальней разведки Главного Командования КА
47-й гвардейский Борисовский авиационный полк дальней разведки Главного Командования КА
47-й гвардейский отдельный разведывательный Борисовский Краснознаменный ордена Суворова авиационный полк

Командиры полка

Звание Имя Период Примечание
майор Василий Михайлович Чувило 07.41 - 08.10.41  
майор, подполковник Трофим Романович Тюрин 08.10.41 - 09.05.45  

 

История полка начинается с боевой тревоги 22.06.41 г., прозвучавшей для второй эскадрильи учебного авиационного полка Военно-Воздушной академии командно-штурманского состава (УАП ВА КШС КА). С первых дней войны эта эскадрилья на самолетах ДБ-ЗФ выполняла роль маневренного мобильного отряда дальней воздушной разведки. Первые вылеты эскадрилья выполнила 24 и 26 июня, выполняя разведку тылов противника на участке линии фронта от Балтики до Черного моря. Для этого эскадрилья была разделена на три группы, которые перебазировались на передовые аэродромы: северная летала из-под Шимска (р-н оз. Ильмень) и Гривочек (возле г. Дно, Псковской обл.); центральная — из-под Минска и Смоленска, а южная — из-под Белой Церкви и Василькова, а позже — из-под Брянска. Здесь самолеты дозаправляли, заряжали аэрофотоаппараты и подвешивались бомбы, а экипажи отдыхали перед боевыми вылетами.

05.07.41 г. эскадрилья понесла первую боевую потерю. К середине июля потери составили три самолета и 9 человек летного состава.

Согласно директивы Начальника Генерального Штаба от 21.07.41 г. началось формирование двух полков дальних разведчиков на базе УАП и ОРАЭ Военной Академии КШС ВВС КА. В начале августа 1941 г. на базе эскадрильи был развернут полк: 2 апдр ГК КА. Его вооружили самолетами Пе-2. В начале октября часть достигла боеготового состояния, располагая 25 экипажами и 26 исправными Пе-2. Кроме того, в разное время на вооружении полка были самолеты Ил-4, Ли-2, Пе-3, По-2, Ту-2, B-25, а также два Do-17 (или Do-215) из числа закупленных перед войной.

Работа полка велась в основном по трем основным направлениям:
- выявление состава группировок войск противника и наблюдение за перемещениями его частей и соединений;
- слежение за перевозками по железным, шоссейным и грунтовым дорогам;
- разведка и наблюдение за аэродромами противника.

Сектор, в котором выполнялось большинство заданий, имел границы: слева - Рославль, Могилев, справа - Калинин, Торопец, Новосокольники, вплоть до рубежа Невель - Витебск - Орша - Могилев.

К октябрю 1942 г., за год боевых действий, полк выполнил 1161 самолето-вылет. Осуществляя слежение за 82 неприятельскими аэродромами, самолеты полка 777 раз фотографировали взлетные полосы и зоны стоянок. Свыше 7 тысяч раз экипажи разведывали железнодорожные узлы, станции и крупные населенные пункты. В общей сложности было сделано 81537 фотоснимков, отснято около 212 000 кв. км площади. За все это пришлось уплатить дорогой ценой. Истребителям противника удалось сбить 16 самолетов, зенитной артиллерии - 4 машины, по неизвестным причинам не вернулись на свой аэродром еще 16 разведчиков. В результате ударов немецких штурмовиков на земле сгорели два самолета, своими истребителями и зенитной артиллерией ошибочно были сбиты две машины. В ходе боевых вылетов и на земле погибли 95 пилотов, штурманов и стрелков.

4 Ту-2, в том числе три в разведывательном варианте, полк получил в конце октября 1942 г. Эти машины вошли в состав 1-й аэ и уже 08.12.42 г. состоялся их первый боевой вылет. В этот период полк, в-основном, летал на Пе-3, которые выступали в роли скоростных разведчиков.

Преобразован приказом Народного комиссара обороны СССР No. 64 от 08.02.43 г. в 47 гапдр ГК КА.

В ходе боев по ликвидации Демянского котла, пилоты полка ежедневно фотографировали укрепления противника.

Весной 1944 г. полк получил задание сфотографировать Берлин. Экипажи летали на Ту-2С на Берлин с аэродрома, расположенного в районе Смоленска. Нужная дальность обеспечивались с помощью подвесных топливных баков. Задание было выполнено к 24.04.44 г. Весной 1945 г. полк возобновил полеты над Берлином.

В июле 1944 г. за отличия в Минской операции полку присвоено почетное наименование Борисовский.

В июле 1944 г. переименован в 47 горап.

 

Источники информации:

1. Рычило Б., Морозов М. Гвардейские авиационные полки 1941-45 гг. — Мир авиации, 2003, No. 2.

2. Война в воздухе. Периодическое научно-популярное издание. No. 67. Ту-2. Часть 2. / Редактор-составитель С.В.Иванов.

3. Освобождение городов: Справочник по освобождению городов в период Великой Отечественной войны 1941-1945 / М.Л.Дударенко, Ю.Г.Перечнев, В.Т.Елисеев и др. — М.: Воениздат, 1985.

4. Данные Сергея Каргапольцева.

5. Александр Медведь. Советская разведывательная авиация в начальный период войны.

6. Сергей Пазынич, Сергей Цветков. 47 ОГРАП. Действуя в интересах главных штабов. — Мир авиации. Авиационно-исторический журнал — 2001, No. 3.

 

 

 

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.