11-й легкобомбардировочный авиационный полк
299-й штурмовой авиационный полк
108-й гвардейский штурмовой Рава-Русский ордена Суворова авиационный полк

Командиры полка

Звание Имя Период Примечание
полковник Дмитрий Андреевич Губанов 15.05.38 - 01.07.41  
майор Сергей Евменович Греськов 01.07.41 - 08.42  
майор Леонид Сергеевич Макаров 09.42 - 06.05.43  
майор Степан Константинович Ананьин 06.05.43 - 31.05.43 Ранен
майор, подполковник Олег Владимирович Топилин 20.06.43 - 27.12.46  

 

Номер в/ч: 55690

 

В действующей армии:

  • 17.09.39 - 28.09.39 (11 лбап)
  • 25.02.40 - 13.03.40 (11 лбап)
  • 22.06.41 - 23.08.41 (299 шап)
  • 03.10.41 - 19.10.41 (299 шап)
  • 08.01.42 - 27.01.42 (299 шап)
  • 18.03.42 - 18.07.42 (299 шап)
  • 13.08.42 - 02.11.42 (299 шап)
  • 16.12.42 - 24.08.43 (299 шап)
  • 24.08.43 - 02.01.44 (108 гшап)
  • 12.05.44 - 11.05.45 (108 гшап)

Сформирован Директивой НКО СССР от 21.12.1937 г. и Военного Совета Киевского ВО от 14.04.38 г. как 11-й лбап 5-эскадрильного состава, вооруженный самолетами P-z. Личный состав полк получил в основном из 20 и 21 эскадрилий 62-й Легкобомбардировочной бригады.

05.07.38 г. 11-й лбап вошел в состав 62-й ЛБ бригады Харьковского ВО. Постоянное базирование полка определено на аэродроме г. Конотоп Сумской области. С июля личный состав полка приступил к учебно-боевой подготовке. К 01.09.39 г. личный состав, в основном освоил материальную часть.

17.09.39 г. с аэродрома Бердичев полк вступил в боевые действия по освобождению западных территорий. Он выполнял бомбардировки железнодорожных узлов, перегонов, мостов, шоссейных дорог с тем, чтобы польские войска не ушли за границу, в Румынию. В боевых действиях принимали участие 3-я, 4-я и 5-я эскадрильи, а 1-я и 2-я оставались в резерве. По завершении боевых действий полк в полном составе 09.12.38 г. возвратился к постоянному месту базирования, в город Конотоп.

19.02.40 г. для участия в советско-финляндской войне полк перелетел в Карелию, под Петрозаводск, на ледовый аэродром озера Исо-Пюхеярви. Подготовка к перелету осущетвлялась в спешке, поэтому только одна из пяти эскадрилий, которой командовал капитан И.В.Сурай, за один день 19 февраля смогла завершить перелет на ледовый аэродром. Остальные четыре прибыли к месту базирования на следующий день. Температура воздуха в тот период опускалась за отметку -30 градусов. Как у летного, так и у технического состава были обморожения рук и ног, но не было случая срыва боевого вылета.

В задачи полка входила бомбардировка финских укреплений "линии Маннергейма". С 19 февраля по 12 марта 1940 г., за 15 лётных дней полк совершил 645 боевых вылетов, не имея при этом своих потерь. 18.03.40 г. полк в полном составе и без происшествий полк приземлился в Конотопе.

19.05.40 г. опубликован Указ Президиума Верховного Совета о награждении орденами и медалями летчиков и техников — участников боевых действий. Из состава 11 лбап было 62 человека.

В конце мая 1940 г. по приказу командующего ВВС Харьковского ВО командный состав 11 лбап направлен в авиашколы и другие части для переучивания на самолеты СБ и Пе-2. Из полка убыли зам. командира полка майор В.И.Смоловик и все командиры эскадрилий. Их заменили помощники, а помощников командиров аэ заменили наиболее подготовленные командиры звеньев.

23.05.40 г. полк вошел в Одесский Военный округ в состав 13-й Легкобомбардировочной бригады и перебазировался на аэродром Рауховка (90 км к северу от г. Одессы).

30.06.40 г. вошел в состав 21 сад. Базировался сначала на аэродромах Рауховка, Осиповка, а затем на учебных аэродромах Одесса-1 и Одесса-2.

В сентябре-октябре полк получил самолеты СБ и Пе-2 для переучивания. Летчики начали полеты, а технический состав изучение материальной части. Одна эскадрилья занималась на СБ, другая — на Пе-2.

В феврале 1941 г. по приказу ВВС 11-й лбап преобразован в 299 шап и получил самолеты И-153 "Чайка", дооборудованные заводом для выполнения штурмовых операций. Снова началось переучивание на новые самолеты. К началу Великой Отечественной войны многие из летчиков полка на новых самолетах И-153 имели налет по 1,5-2 часа на отработку "взлет-посадка" и еще по 10-15 полетов.

Перед началом войны полк базировался на аэродроме Спартаковка (район Одессы).

Первый боевой вылет в ходе Великой Отечественной войны полк произвел 22 июня 1941 . Ближе к вечеру 5-я эскадрилья провела разведку и попытку обнаружить немецкий десант, якобы выброшенный в районе Беляевки.

В районе 20 часов 22 июня на аэродром Спартаковку приземлилась эскадрилья 232 шап, приданная полку, так как последний был укомплектован не полностью (47 самолетов, вместо 63). Эта эскадрилья была прикомандирована на период с 22 июня по 15 июля 1941 г. и входила в подчинение командира 299 шап.

К ночи был получен приказ на перелёт на аэродромы подскока, ближе к госгранице: Вормс, Кубей, Татар-Копчак и другие. На эти аэродромы были высланы передовые команды для встречи самолетов. Ситуация была сложной: БАО получил приказ о перебазировке поздно. Автотранспортом не был полностью обеспечен, пришлось «ловить» машины и мобилизовать их на военные нужды. Телефонной связью обеспечены лишь два из намечаемых аэродрома. В БАО не оказалось достаточно ни телефонного кабеля, ни самих телефонных аппаратов. На полевых аэродромах не оборудованы старты, из-за недостатка автотранспорта батальон не мог полноценно обеспечить боеприпасами, продовольствием, горючим. Почти десять первых дней была такая обстановка, когда командование полка оказалось в изоляции от дивизии, а оттуда поступали разноречивые приказы и указания. В дивизии не знали фронтовой обстановки. Связь с «подскоками» осуществлялась лишь связными самолетами, так как телефонная связь часто обрывалась. Бомбы доставлялись не того калибра, какой нужен для выполнения боевого задания.

Невзирая на неразбериху первых дней войны, полк совершал боевые вылеты, на Южном фронте, нанося удары по территории Румынии в районах Фильчеу, Мурджени, Леово, Фэлчиул, переправ через Прут. Ввиду того, что общее наступление итальянцев и румын в полосе действия полка началось лишь 1 июля, авиация противника лишь 24 июня нанесла удар по аэродрому Спартаковка, где сгорел один И-153 и еще 5 требовали ремонта.

03.07.41 г. командир полка и все командиры эскадрилий вылетели в Воронеж для переучивания на Ил-2 и получения этих самолетов. В этот же день все самолеты полка перебазировались на аэродром Ревака.

04.07.41 г. из Воронежа, с завода No. 18 в полк прибыли 4 самолета Ил-2 для изучения его конструкции и переучивания летного состава. В этот же день 8 Ю-88 и 9 Me-109 совершили налет на аэродром Ревака. Выведено из строя 5 самолетов И-153, два из которых будут восстановлены, разбита автомашина-стартёр.

05.07.41 г. полк понес первую боевую потерю, когда при выполнении боевого задания самолет И-153, на котором летел ст. политрук В.Ф.Круш, был подбит зенитной артиллерией и, при посадке в Гайсине потерпел катастрофу. Круш Василий Фёдорович погиб.

06.07.41 г. полк в количестве 20 самолетов перебазировался на аэродром Воронково.

С 09.07.41 г. действовал в составе 20 сад.

К 19.07.41 г. в полку оставалось 6 самолетов И-153 и 4 Ил-2. Два УТИ-4 сданы 69-му иап. В этот день из Качинской военной школы пилотов в полк прибыли 15 летчиков сержантов. 20-21 июля они тренировались на И-153 (их выпуск был на истребителях И-16), а 23 июля вместе со «старожилами» полка с аэродрома Цебриково совершили 90 боевых вылетов на боевое задание, т.е. на каждого из них пришлось по 4-5 вылетов. При этом день обошелся без потерь.

Под напором врага полку приходилось часто перебазироваться на другие аэродромы. 13.08.41 г. после оставления советскими войсками городов Николаев и Херсон, полк перебазировался в Генеческ и Чаплинку. Ил-2 с завода поступали единицами. Последним пунктом на Южном фронте стал для полка г. Запорожье. Последними тройкой Ил-2 защищали город, штурмуя артиллерию на острове Хотица, расположенном южнее плотины. Сдав последние пару Илов истребительному полку в Большой Токмак, полк в полном составе направился для переформирования в г. Воронеж в 1-ю Запасную авиационную бригаду.

02.10.41 г. было закончено формирование полка в двухэскадрильный состав (20 самолетов) и по приказу ВВС он должен был 03.10.41 г. вылететь на Южный фронт, в Крым. Но за несколько часов до вылета был получен приказ на изменение маршрута: полк направляется на оборону Москвы, в состав 6-й раг ВГК, на Брянский фронт.

03.10.41 г. около 12 часов полк приземлился на аэродроме Новосиль, Орловской области и тут же получил задание на боевой вылет всем полком. Нужно было задержать колонну танков, двигавшихся на Москву от Кром. Это первое боевое задание в первый день прибытия полка для обороны Москвы, оказалось трагическим. Из-за осенней распутицы на аэродроме не оказалось горючего для заправки двигателей. Чтобы не сорвать боевой вылет, командир полка дал команду слить оставшийся от перелета бензин в самолеты первой эскадрильи. Его хватило на 8 самолетов. Из-за размокшего грунта ВПП два самолета при взлете потерпели аварию, и на задание полетели лишь 6 самолетов. Группа Ил-2 вышла на задание без прикрытия истребителями, так как они тоже оказались без горючего. Ведущий группы, капитан М.Н.Киселёв вывел свою группу точно на цель. И первая атака на сброс бомб оказалась успешной. Несколько танков загорелись и вызвали задержку колонны, но тут же на шестерку Илов навалились Me-109. На свой аэродром вернулись лишь два самолета, изрешеченные пулевыми пробоинами и осколками снарядов.

В 6-й раг полк совершил 129 боевых вылетов.

К 19.10.41 г. в полку оставалось два неисправных самолета. А Воронежский завод, выпускавший штурмовики, оказался в прифронтовой зоне и эвакуирован в г. Куйбышев. Выпуск Ил-2 был временно прекращен. В этих условиях 299 шап выехал в Куйбышев и по запасным полкам собирал используемые для переучивания самолеты. В 5-м и 12-м запах набралось 19 Ил-2.

28.12.41 г. начался перелет к Москве по маршруту: Кузнецк (Пензенской обл.) — Моршанск (Тамбовской обл.) — Рязань — Люберцы. По различным причинам из 19 самолетов, принятых полком в ЗАПах, к месту базирования в Хотилово долетели лишь 5 и еще три долетели через несколько дней после ремонта.

В 6 сад полк числился с последних чисел декабря 1941 г. по 28.01.42 г. Здесь было выполнено всего 7 боевых вылетов.

В период 18.03.42 - 10.06.42 г. действовал в составе 2 уаг на Северо-Западном фронте.

В период 13.08.42 - 02.11.42 г. входил в состав 214 шад, принимал участие в Ржевско-Сычёвской наступательной операции, совершил 132 боевых вылета.

С 16.12.42 г. полк, переформированный в трехэскадрильный состав, вошел в состав 290 шад и приступил к боевой работе на Воронежском фронте, участвуя в Сталинградской битве. За 10 лётных дней декабря 1942 г. полк совершил 178 боевых вылетов, потеряв при этом двух летчиков и 3 самолета. Еще одного летчика и самолет полк потерял 5 января 1943 г.

Со второй половины января 1943 г. действовал на Юго-Западном фронте.

01.06.43 г. 299 шап выведен с фронтового аэродрома Куриловка на тыловой аэродром Манино Калачевского района Воронежской области для пополнения личным составом и матчастью. Здесь проходила вся подготовка к предстоящим боям. Сюда, в Манино, полку были доставлены с завода самолеты с кабиной для стрелка.

16.07.43 г. весь личный состав перебазировался на аэродром Куриловка. Для участия в Курской битве. На следующий день с раннего утра и до 19.00 часов шла боевая работа четверками и шестерками самолетов. За день выполнено 56 боевых вылетов. В дальнейшем, полк штурмовал окраины Харькова: Мерефу, Валки, железнодорожные станции, аэродромы Чугуев, Рогань. 23 августа взятием города Харькова закончились бои на Курской дуге. Полк в этих боях потерял 9 летчиков, 5 воздушных стрелков.

24.08.43 г. приказом Наркома обороны № 264 290-й шад присвоено гвардейское звание 6 гшад, а 299-й шап стал 108-м гвардейским штурмовым авиационным полком 108 гшап.

Далее полк вел бои на правом берегу Днепра, атаковал укрепления в Кривом Роге, разрушал железнодорожные коммуникации, бронепоезда на них, вёл разведку в интересах 6-й армии, бомбил железнодорожный узел Мерефа. Участвовал в освобождении городов Запорожье, Днепропетровск и Днепродзержинск.

За оборону города Запорожье в 1941 и освобождение в 1943 годах жители города подарили полку 42 новых самолета Ил-2. На фюзеляжах было написано имя землячки запорожцев, Героя Советского Союза Осипенко Полины Денисовны. Митинг, посвященный вручению подарка, состоялся 01.05.44 г. на аэродроме Кайдаки в пригороде Днепропетровска, где присутствовали делегации трудящихся, города и области. Подарок был куплен на собственные сбережения запорожцев.

15.05.44 г. полк вылетел на фронтовой аэродром Сиротское, Николаевской области. В июле и августе шли бои за овладение Сандомирским плацдармом в Польше.

108-му гшап, одному из немногих, довелось эксплуатировать самолеты Ил-10 и воевать на них.

27.03.45 г. 108 гшап в количестве 25 экипажей прибыл на аэродром Шпроттау и начал подготовку и проведение войсковых испытаний самолетов Ил-10 с мотором АМ-42 на боевое применение. В последующие дни в полк прибыло еще 10 самолетов Ил-10. На аэродроме базирования полк имел 35 самолетов. В ходе подготовки самолетов к боевым полетам технический состав полка выполнил все регламентные работы на самолетах, моторах, вооружении, спецоборудовании и полностью произвел подготовку материальной части к летней эксплуатации по перечню работ ИАС дивизии.

Помимо этих работ технический состав полка совместно с заводскими бригадами заводов 18 и 24 провел большую работу по устранению ранее выявленных дефектов и отказов материальной части за время перелета, а также учебно-тренировочных полетов.

С 30 марта по 14 апреля 1945 г. полк на аэродроме Шпроттау выполнял учебно-боевые полеты на полигоне. За это время полком совершено 150 учебно-тренировочных полетов с общим налетом 74 часа 24 минуты.

14.04.45 г. полк в составе 27 самолетов (7 самолетов перелетели 16 апреля) перебазировался на аэродром Кюльпенау, откуда 15.04.45 г. производил учебно-тренировочные полеты, а с 16 по 22 апреля вел боевую работу вместе со 109 и 110 гв.полками 6-й гшад в ходе Берлинской операции. После 5 дней боевой работы из-за преждевременного износа и усадки поршневых колец выбыло из строя 9 моторов. На 27.04.45 г. в полку было 13 исправных Ил-10. Дальнейшие полеты на этих самолетах из-за потери мощности моторов производить было невозможно. Всего к 27.04.45 г. выполнено 208 боевых вылетов с общим налетом 230 ч. 15 мин., в среднем на один самолет 6 ч. 45 мин. Программа войсковых испытаний на боевое применение была выполнена на 80-85%.

25.04.45 г. заводом No.24 доставлены три мотора АМ-42 и 28 комплектов поршневых колец. А 26.04.45 г. весь техсостав, свободный от боевой работы, под руководством инженеров-мотористов работал в 3 смены, в условиях неприспособленности помещений, доводя самолеты до боевой готовности. 27.04.45 г. полк перебазировался на аэродром Коло и оставшимися самолетами вел боевую работу.

Последний боевой вылет полком совершен 08.05.45 г. на Прагу.

 

Источники информации:

1. Боевой путь 11 ЛБАП, 299 ШАП, 108 Гвардейского штурмового авиационного "Рава-Русского" Ордена Суворова полка, (май 1938 – июль 1946) — М., Фонд "Народная Память", 2008, 236 с.

2. Перечень No.12 авиационных полков военно-воздушных сил Красной Армии, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

3. Перечень No.8 полевых управлений фронтов и армий, управлений оперативных групп, корпусов, дивизий, бригад, укрепленных районов и бригадных авиационных районов, а также полков, отдельных батальонов и других подразделений и учреждений, входивших в состав Действующей армии за период боевых действий у оз. Хасан в 1938 году, на р. Халхин-гол в 1939 году, при освобождении западной Белоруссии и западной Украины в 1939 году и за время советско-финляндской войны 1939-1940 гг.

4. Рычило Б., Морозов М. Гвардейские авиационные полки 1941-45 гг. — Мир авиации, 2003, No. 2.

5. Рычило Б., Морозов М. Гвардейские авиационные дивизии, корпуса, эскадрильи 1941-45 гг. — Мир авиации, 2003, No. 3.

6. Перов В.И., Растренин О.В. Штурмовая авиация Красной Армии. - М.: Издатель А.С.Акчурин, 2003. - Том 1. Суровая школа.

7. Антипов В. Мастер штурмовых ударов гвардии полковник Александр Павличенко. - АвиаМастер, 2002, No. 6.

8. 17-я воздушная армия в боях от Сталинграда до Вены. — М., Воениздат, 1977.

9. ЦАМО, ф. 58, оп. 818883, д. 923, л. 3.

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.