7-й штурмовой авиационный полк

 

Сформирован в 1938 г. в Киеве в пятиэскадрильном составе. Вместо 63 машин, необходимых по штату, полк получил около половины требуемого количества самолетов Р-5ССС.

К маю 1939 г. в связи с нехваткой штурмовиков в полку и связанной с этим очень интенсивной их эксплуатацией при подготовке летного состава самолето-ресурс машин составлял всего 20%.

Вечером 06.09.39 г. в Киевский округ поступил приказ о мобилизации частей. Красная Армия готовилась к вторжению в Польшу, развернулось формирование ВВС фронтов. В состав Украинского вошли 3 шап (36 Р-5ССС, 32 исправных) и 7 шап (39 Р-5ССС, 31 исправный). Эти самолеты рассредоточили по оперативным площадкам. 17.09.39 г. между четырьмя и пятью часами утра советские войска перешли "бывшую государственную границу". Авиация нанесла удары по различным объектам, аэродромам, военным городкам, железнодорожным станциям. В налетах участвовали и Р-5ССС. Но оказалось, что на аэродромах нет самолетов, а перед наступающими войсками Красной Армии поспешно откатываются на запад пограничники, жандармы и уже потрепанные немцами армейские части, отведенные в тыл на пополнение. В последующие дни Р-5ССС совершали лишь спорадические вылеты. Они вели разведку, обстреливали и бомбили попадающиеся автомашины, воинские колонны, обозы, железнодорожные составы.

Операция продолжалась до начала октября 1939 г. В ней ни одного самолета ВВС РККА официально не потеряли. Но в документах Украинского фронта зафиксировано, что 17.09.36 г. из девяти вылетевших Р-5ССС на базу вернулись только шесть. Два потом нашли, а судьба третьего осталась неизвестной (возможно, это тот самый Р-5, который, по польским данным, был сбит над Делятином подпоручиком Т.Коса на истребителе Р-11C).

По завершению кампании полки вернулсь на свои постоянные базы.

В октябре 1939 г. начался процесс перевооружения на И-15бис.

В конце 1939 г. к переброске на фронт (Советско-Финская война) начали готовить 7 шап, который доукомплектовали за счет 3 шап. Всего набрали 50 исправных Р-5ССС. К 26.01.40 г. 16 самолетов уже перегнали в Витебск, а 02.02.40 г. все машины сосредоточили на аэродроме Гривочки.

На 11.02.40 г. Ставка наметила генеральное поступление на Карельском перешейке. Полк в составе 1 легкой бомбардировочной авиабригады (7 шап и 43 лбаб) с 32 Р-5ССС и 63 Р-3ет прибыл на перешеек к началу наступления.

С 11.02.40 г. давление с воздуха на противника оказывалось круглосуточно. По ночам активно действовали Р-3ет и Р-5ССС 1-й авиабригады. С 11.02.40 г. по 27.02.40 г. самолеты бригады совершили 795 самолето-вылетов по войскам противника. Было сброшено 48 ФАБ-100, 3956 ФАБ-50, 1794 АО-25, 1892 АО-10, 6625 АО-8 и 1 ЗАБ-50.

22.02.40 г. из 7 шап выделили одну эскадрилью (12 самолетов), которую передали в ВВС 8 армии.

В апреле 1940 г. полк начал сдавать старые штурмовики Р-5ССС.

К лету 1940 г. в 51 авиабригаде в Киеве сохранившиеся Р-5ССС сконцентрировали в 7 шап.

 

Источники информации:

1. Данные Виталия Тимошенко.

2. Владимир Котельников. Скоростной, Скороподъемный, Скорострельный.

3. Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР 1938-1950 гг.

4. Энциклопедия-справочник. Самолеты страны Советов.

5. Симаков Б.Л. Самолеты страны Советов. 1917-1970.

6. Авиация и Космонавтика. Владимир Перов, Олег Растренин. Самолеты поля боя.

7. РГВА, ф. 34980, оп. 11, д. 431, лл. 26, 36, 40.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.