Армавирская военная авиационная школа пилотов

 

С 1937 г. в Армавире работала парашютная школа и аэроклуб, а так же базировалась школа младших авиаспециалистов и резервный истребительный авиаполк ВВС СКВО. Начало функционирования "Школы летчиков-истребителей" было положено 01.12.1940 г. Приказом No.1 по школе было определено: "С 1 декабря 1940 года считать школу существующей." Комплектование учебного заведения летно-техническим и преподавательским составом велось за счет кадров Остафьевской, Батайской, Херсонской, Борисоглебской, Конотопской и других авиационных школ. Переменный состав, курсанты первого набора поступали Из Московского, Орловского, Брянского, Орджоникидзевского, Полтавского аэроклубов «Осоавиахима» и 214-й воздушно-десантной бригады. Для обучения подбирались юноши, прошедшие в 1939-1940 годах первоначальную летную подготовку на самолетах По-2, имеющие возраст не старше 23 лет и образование не ниже семи классов средней школы. Первые самолеты (И-16, УТИ-4, УТ-2, По-2) и необходимое аэродромное оборудование были получены из Армавирского резервного авиаполка и Борисоглебской авиашколы.

В январе 1941 г. Школе присвоено наименование Армавирская военная авиационная школа пилотов. В ней были сформированы 4 эскадрильи.

23.02.41 г. в торжественной обстановке были приведены к принятию военной присяги все курсанты, красноармейцы и младшие командиры, не принявшие ее ранее.

Полеты курсантов первого курса начались в апреле 1941 г. Летная программа предусматривала самостоятельный налет каждого курсанта в обьеме 12 часов на самолете УТ-2 и 25 часов на самолетах УТИ-4 и И-16. Перед школой была поставлена задача в течении шести месяцев обучать и готовить для страны летчиков-истребителей.

Чтобы реально обеспечить выполнение государственного плана подготовки летных кадров вместо обычной двухотрядной структуры подразделений была избрана трехотрядная. В отряде было по 60 курсантов, в учебной группе по 5-6 и более человек. Полеты проводились посменно со стартовым временем в 12-14 часов. Это давало возможность более полно использовать инструкторский состав и начальный самолетный парк.

В мае 1941 г. из Конотопской авиашколы (бывшей Одесской) в Армавир были передислоцированы три учебные эскадрильи со своим летно-техническим составом, курсантами и материальной частью (самолеты И-15бис, УТ-2, По-2). В связи с этим Армавирская ВАШП была переведена на штат семиэскадрильный.

К июню 1941 г. учебное заведение насчитывало уже более 1400 курсантов и около 290 самолетов типа И-16, И-15, УТИ-4, УТ-2, По-2. Однако самолетов было крайне недостаточно.

Серьезную трудность в организации учебного процесса представляла собой неразвитость аэродромной сети. По состоянию на 01.02.41 г. школа располагала лишь четырьмя аэродромами: Армавирским, Бароновским, Новокубанским, Советским. Переход на штат семи эскадрилий потребовал ускоренного создания дополнительной аэродромной сети. Строили аэродромы собственными силами при отсутствии специализированной строительной техники. Большую помощь в создании аэродромов оказали местные партийные, советские и хозяйственные органы, предприятия, колхозы, местное население. Только в Армавире в расширении авиагородка и аэродрома ежедневно участвовало свыше двух тысяч горожан. За короткое время для обеспечения работы авиашколы были созданы 21 аэродромная площадка. Подразделения школы рассредоточились вокруг города в радиусе до 80 километров. Основными пунктами их размещения кроме Армавира были станицы Советская, Бесскорбная, Новоалексеевская, Константиновская, Курганская, Лабинская.

По плану первый выпуск курсантов был намечен на 23.08.41 г., а школа уже 25 июля произвела первый пуск 227 лейтенантов, подготовленных на самолете И-16.

В ноябре 1941 г. из летно-технического состава и материальной части Армавирской ВАШП были сформированы и отправлены в действующую армию два боевых полка.

29.04.42 г. согласно приказа командующего ВВС СКВО в школе был сформирован полк из двух эскадрилий на самолетах Як-1. Полку была поставлена задача: не прекращая учебных полетов с курсантами, быть постоянно готовым к отражению налетов вражеской авиации.

В июне 1942 г. сформированы: один полк на Як-1, другой на Як-7. Весной и летом 1942 г. школой было подготовлено и выпущено 782 летчика-истребителя, из них на Як-1 386 человек, на И-16 396.

В сентябре 1942 г. школа была перебазирована в Фергану, Учкуган, Андижан, Наманган. В 1943 г. возобновилась летная подготовка на самолетах Як-1, Як-7б, УТИ-4, УТ-2. Несмотря на все сложности учебного процесса коллектив авиашколы в 1943 г. сумел обучить на самолетах Як-7б и выпустить 384 летчика-истребителя.

Летом 1945 г. школа вернулась на прежнее место в Армавир. К этому времени было подготовлено летчиков-истребителей на самолете Як-9 53 человека, на переходном самолете УТ-2 обучен 461 курсант. 16 летчиков-выпускников Армавирской ВАШП за боевые подвиги на фронтах Великой Отечественной войны удостоены звания Героя Советского Союза.

 

Источники информации:

1. Авиация СГВ

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.