3-я Объединенная школа пилотов и авиационных техников ГВФ
Балашовское летное училище ГВФ
Балашовская военная авиационная школа пилотов
2-я военная авиационная школа первоначального обучения
2-я Балашовская военная авиационная школа пилотов

 

Приказом от 22.10.1930 г. No 108 по Главной инспекции ГВФ в г. Балашове создается 3-я Объединенная школа пилотов и авиационных техников ГВФ. В школу принимались мужчины и женщины в возрасте от 18 до 26 лет. Срок обучения пилотов - 1,5 года, авиатехников 2 года. За февраль-апрель было принято 450 человек, из них пилотов - 95. Были составлены программа обучения и подготовлены учебные пособия по всем дисциплинам. В мае 1931 г. начали прибывать самолеты У-2, Р-1, П-5 из резерва РККА прибыли летчики и техники в количестве 11 человек.

В августе 1931 г. состоялся первый выпуск подготовленных в авиашколе специалистов, которые положили начало подготовке пилотов и авиатехников для ГВФ.

В ноябре 1931 г. начался второй массовый набор в школу. Кроме центрального аэродрома готовились земельные участки под аэродромы на разъезде 217 км, Устиновка, Святославка, Родничок, М. Грязнуха. С 23 февраля 1932 г. в школе отменяется звание "студент" и вводится звание "курсант", обучение проводится полностью по дисциплинам школ ВВС РККА, образуются батальоны, роты, взводы, с расстановкой командно-строевого состава из резерва РККА.

С осени 1932 г. начинается подготовка авиаэскадрильи для полетов с курсантами зимой в лагере. В декабре командир АЭ Гаспарьян перебазировал самолеты на аэродром 217 км и начал полеты в зимних условиях. Личный состав перевозился на аэродром по железной дороге. Зимой 1934 г. летчики школы выполнили первые упражнения с парашютом. К этому времени школа получила 31 планер. Была поставлена задача: освоить полеты на планерах. Эскадрилья, командиром которой был И.К.Мишура, приступила к полетам на планерной станции у села Большой Мелик.

Летом 1938 г. школа получила самолеты УТ-1, УТ-2, УТ-6, П-ЗЕТ, СТ-3, на которых в ноябре вылетела самостоятельно первая группа летчиков-инструкторов. В 1939 г. было сформировано семь АЭ. Так как самолетов в достаточном количестве не было, то на них летали по две смены. Это вызывало огромные трудности в подготовке самолетов и обеспечении их горючесмазочными материалами. 16.07.39 г. 3-я авиашкола ГВФ была переименована в Балашовское летное училище ГВФ.

 

В конце 30-х годов сложилась сложная международная обстановка. Правительство страны принимает меры по укреплению обороноспособности страны.

В августе 1939 г. Балашовское летное училище передано из подчинения ГВФ в ВВС РККА. В это же время из Читы в Балашов перебазировалась 27-я Читинская военная школа пилотов. 14.09.39 г. оба учебных заведения были объединены и формально начальник Балашовского училища А.И.Калинин сдал командование школой майору М.И.Тихомирову, начальнику 27-й авиционной школы.

В результате реформ в новой школе было сформировано 4 учебных авиационных эскадрильи (в авиаэскадрилье два отряда, в отряде 4 звена, в звене три учебных группы). Приказом НКО СССР No. 0234 от 28.12.39 г. объединенным 27–й авиационной школе пилотов и Балашовскому училищу ГВФ было присвоено наименование Балашовская военная авиационная школа. После сформирования авиашкола сразу же приступила к подготовке летных кадров. Использовались аэродромы: центральный (Балашов), Родничок, Устиновка, лагерь Ковалевка, 217 км, М. Грязнуха.

К августу полностью было закончено обучение на самолетах У-2 и Р-5 и началось обучение на выпускном самолете СБ. В октябре был произведен первый выпуск летчиков с присвоением звания "лейтенант" из Балашовской ВАШ. Большинство из них были направлены в строевые части, а некоторые оставлены в школе на должностях летчиков-инструкторов. Но не все курсанты успели сдать экзамены по технике пилотирования и были выпущены из школы в звании "сержант", т.к. в конце 1940 г. летные и технические школы стали вы пускать не офицеров, а сержантов.

22.06.41 г. начался трудный и в то же время героический период в истории СССР и его Вооруженных Сил. В начале ноября 1941 г. начальником школы назначен подполковник Н.Ф.Пушкарёв. Ему пришлось не только организовать подготовку лётчиков, но и формировать авиаполки для фронта на базе авиашколы. В конце ноября ушел на фронт 621-й авиаполк на Р-5, а в конце декабря – 620-й. Личный состав школы испытывал большие трудности, особенно, в первую военную зиму. Эскадрильи, которые летом работали на лагерных аэродромах, были оставлены на них зимовать. Жили в палатках и землянках. Ухудшилось материально-техническое и продовольственное снабжение.

В 1942 г. авиашкола начала готовить летчиков-штурмовиков на Ил-2. Фронт к этому времени приблизился к Воронежу. На территорию Балашовского и прилегающих районов фашисты начали забрасывать диверсантов, которых приходилось обезвреживать силами личного состава школы. Аэродром "Родничок" систематически подвергался налету вражеской авиации. В 22.40 ежедневно с немецкой пунктуальностью прилетало 4-5 бомбардировщиков Ю-88 и Хейнкель-111. Большого вреда они не наносили, так как самолеты школы после полетов с курсантами укрывались в капонирах или рассредоточивались на запасных площадках в радиусе 10-20 км от аэродрома по группам. Как правило, выводилось из строя летное поле, которое утром засыпалось, и снова начинались полеты с курсантами.

Фронт уже был в Воронеже, и ВГК КА приняло решение перебазировать Балашовскую ВАШ в Славгород Алтайского края. Перебазирование школы проходило в сентябре 1942 г. под командованием полковника А.3.Орадовского, назначенного начальником в августе 1942 г., и бригадного комиссара Семенова. На новом месте личный состав школы столкнулся с большими трудностями, т.к. пришлось начинать все сначала: строить аэродромы, жилье, создавать учебную базу. Обеспечивалась школа крайне неритмично, особенно горючим. Поэтому обучали лучших курсантов с минимальными затратами и отправляли их на фронт. В начале 1946 г. школа была объединена с Новосибирской авиационной школой летчиков авиации дальнего действия (АДД), а в июле 1946 г. – расформирована.

 

01.08.43 г. в г. Балашове на базе эвакуированной в сентябре 1942 г. в Славгород школы начала формироваться 2-я военная авиационная школа первоначального обучения (2-я ВАШПО). Начальником школы был назначен полковник В.Г.Урус, заместителем начальника по политчасти майор В.А.Флеров. Постоянный состав прибыл из других школ ВВС КА. Переменный состав в количестве 500 человек – офицеры, бывшие политработники, переданные на строевые должности согласно Постановлению ЦК ВКП(б) от 24.05.42 г. Ими были укомплектованы две авиаэскадрильи, 3-я аэ укомплектована сержантами, прибывшими с курсов заместителей командиров рот по политчасти в связи с расформированием этих курсов. В октябре 1943 г. при школе была сформирована запасная рота курсантов из бывших механиков Вольской школы авиамехаников. С 01.09.43 г. школа приступила к обучению курсантов на самолете УТ-2 со сроком обучения 7 месяцев.

 

22.1243 г. Государственный Комитет обороны принял постановление о формировании 2-й Балашовской военной авиационной школы пилотов. Перед школой была поставлена задача в короткие сроки подготовить беззаветно преданных делу Коммунистической партии и советского народа стойких, дисциплинированных летчиков-бомбардировщиков на пикирующем бомбардировщике Пе-2. Занимавшая балашовскую инфраструктуру школа первоначального обучения этим постановлением предписано к 15.04.44 г. передислоцироваться из г. Балашова в г. Ртищево, где 2-я ВАШПО продолжала работать до июля 1945 г., потом была расформирована. Часть личного состава и авиатехники переданы во 2-ю Балашовскую ВАШП.

Фактически формирование школы началось с 13.03.44 г., а закончилось 01.05.44 г. Для формирования школы постоянный состав и курсанты прибывали, в основном, из авиашкол. Так, летный состав прибывал из Энгельсского летного училища, Пермской, Кировобадской авиашкол и Омских курсов командиров звеньев, технический состав – из Вольской, Кировобадской и Энгельсской технических авиашкол. Преподавательский состав – из Энгельсской, Ворошиловградской и Тамбовской авиашкол. Курсантский состав – из Энгельсской, Пермской, Оренбургской и Иссык-Кульской авиашкол из солдат и сержантов, прибывших из частей действующей армии, из запасных полков и аэроклубов. Кроме того, постоянный состав Формировался из числа офицеров – участников Великой Отечественной войны, а служащие – из числа служащих Балашовской ВАШПО.

Формирование школы происходило довольно быстро. Уже через две недели после начала формирования в школе было 750 человек. В мае 1944 г. прибыло 38 летчиков-инструкторов.

12.44 г. созданы 6 учебных групп, которые 14 апреля приступили к занятиям. Классов не было. Помещения, которые отводились для занятий, были заняты танковой школой, а часть классов находилась в полуразрушенном состоянии. Учебные занятия проводились в холодных помещениях, стоя. Только к концу мая были оборудованы классы.

Школе была поставлена задача в мае 1944 г. приступить к полетам и подготовить 520 летчиков на самолете Пе-2. К этому времени начали поступать самолеты СБ и Пе-2. Самолеты частично получали непосредственно с заводов авиационной промышленности, а частично из строевых частей, принимавших участие в боевых действиях. Самолет СБ был переходным самолетом между самолетом первоначального обучения и Пе-2. Было организовано 4 авиаэскадрильи по 10 звеньев в каждой. В звене по 4 самолета.

1-я авиаэскадрилья на самолетах Пе-2 базировалась на аэродроме Родничок, командир А.И.Кузнецов,

2-я авиаэскадрилья на самолетах Пе-2 базировалась на аэродроме М. Грязнуха, командир Борукаев,

3 и 4 авиаэокадрильи на самолетах СБ базировались на аэродроме Балашов, командирами были соответственно С.М.Нефедов и В.М.Мазур.

В первые летные дни ощущался острый недостаток в авиационных механиках и мотористах. В конце апреля 1944 г. на пополнение прибыл большой отряд авиационных механиков и авиационных мотористов, окончивших Вольскую школу авиамехаников, а также механики из других частей ВВС. Только немногие из них имели практический опыт по самостоятельному обслуживанию авиационной техники. Подавляющее большинство не имело практики, но под руководством опытных инженеров авиаэскадрилий и техников звеньев они быстро освоили авиатехнику.

На 01.05.44 г. школа была укомплектована постоянным составом на 59%, а курсантами – на 26%. В мае 1944 г. началась летная работа на всех аэродромах школы. А 18.05.44 г. Президиум Верховного Совета СССР постановил вручить Красное Знамя 2-й Балашовской военной авиационной школе пилотов, которое было вручено 04.02.45 г.

Благодаря совместным усилиям летного, преподавательского, инженерно-технического состава школы к августу 1944 г. был подготовлен первый отряд летчиков на самолетах СБ и Пе-2 из числа наиболее дисциплинированных курсантов, имевших ранее налет на других типах самолетов (УТ-2, Р-5 порядка 30 часов).

05.08.44 г. в школе произведен первый выпуск военных летчиков. Было выпущено 25 человек. Всем им приказом ВВС КА No. 0327 от 30.07.44 г. было присвоено воинское звание "Младший лейтенант".

К годовщине 1 мая 1945 года школа подготовила и отправила в части для фронта 50 своих выпускников на самолете Пе-2 и 21-го выпускника на самолете СБ работать инструкторами. В 1945 г. было произведено два выпуска летчиков на самолете Пе-2.

 

В послевоенное время и до нынешних дней учебное заведение несколько раз меняло название и структуру. В разное времени готовило кадры авиации на самолетах Як-18, Ли-2, Ил-14, Ан-2, Л-29, Л-410, Ан-24, Ил-76.

 

Источники информации:

1. БВВАУЛ-73

2. Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков

3. Балашов. Краеведческий поиск

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.