Одесская военная авиационная школа пилотов (2-го формирования)

 

Школа формировалась по приказу НКО СССР No. 0065 от 06.11.1940 г. и директивы Генерального штаба Красной Армии No. Орг/3/106899 от 16.11.1940 г., на базе казарменного и квартирного фонда 21 сводной авиационной дивизии в г.Одесса. В составе Школы было 4 эскадрильи, которые размещались на 3-х аэродромах, а на вооружении состояли самолеты У-2, И-15 бис и И-16. Комплектование Школы было завершено 28.02.41 г. Первый набор курсантов состоялся в период с 03.01.41 г. по 11.04.41г. Было принято 503 курсанта.

Приказом НКО СССР No. 048 от 05.02.41 г. день 23 февраля был объявлен Днем Одесской авиационной школы пилотов.

15.05.41 г. школа перешла на новый штат, согласно которому была принята 5-я авиационная эскадрилья (из Конотопского училища), с ней прибыло еще 274 курсанта.

К выполнению летной программы с курсантами, в количестве 500 человек, Школа приступила в апреле 1941 г. с опозданием на 22 летные смены из-за нехватки самолетов.

К 27.05.41 года Школа полностью разместилась на базе бывшей Одесской авиационной школы пилотов имени П.Осипенко, впоследствии переименованной в Конотопское военное авиационное училище. 1 и 2 аэ размещалась на аэродроме Выгода, 3 аэ - на аэродроме Раздельная, 4 и 5 аэ – на аэродроме Одесса.

К 22.06.41 г. курсанты приступили к выполнению самостоятельных полетов на самолете И-15. Уже 23.06.41 г. Школа прекратила учебные занятия и приступила к боевой работе. 24.06.41 г. в 4 часа утра на аэродром Выгода совершили налет три немецких бомбардировщика, принесшие первые потери личного состава. При повторном налете 25.06.41 г. летчики школы сбили Хе-111, который совершил вынужденную посадку (экипаж – 5 человек был захвачен в плен). Это были первые потери и победа. Боевые задачи в районе г.Одесса летчики Школы выполняли до 05.07.41 г., за это время они произвели 859 боевых вылета с общим налетом 819 часов.

На основании распоряжения ГШ КА с 1 по 15 июля 1941 года Школа перебазировалась в г.Сталинград. Первый выпуск 63 курсантов закончивших летную программу на И-15 состоялся 03.02.42 года (в г.Фрунзе).

Из состава школы 10.09.41 г. была сформирована авиационная эскадрилья на самолетах У-2. В ноябре 1941 г. на основании телеграфного распоряжения УК ГУ ВВС Красной Армии No.1592 от 11.11.41 г. на базе Школы были сформированы 651 и 652 истребительные авиационные полки, в которые было направлено 110 человек летно-технического состава и 41 самолет И-15.

В ноябре 1941 г. Школа получила приказ перебазироваться в г.Фрунзе. Перебазирование самолетов У-2 и И-15 происходило летным эшелоном до станции Владимировка (недалеко от г.Ахтуба), а далее до Фрунзе – железнодорожным транспортом. Личный состав добирался из Сталинграда до Владимировки на баржах и пароходе «Маяковский» по Волге. Перебазирование завершилось в декабре 1941 г.

С перебазированием школы пилотов во Фрунзе началась учебно-летная подготовка курсантов. В течение января-апреля 1942 года была проделана огромная работа по подготовке материальной базы и созданию условий для нормальной работы школы. Штаб Школы занял здание медицинского училища г.Фрунзе. 05.02.42 г. во Фрунзе, по случаю 1-го выпуска (03.02.41 г.), состоялся парад Школы. Из 67 выпускников 11 были оставлены в Школе. Пятеро из числа 1-х выпускников стали Героями Советского Союза: Н.А.Васин, В.И.Ермолаев, В.Р.Жигунов, А.М.Кобзев, Н.В.Стройков.

В марте-апреле 1942 г. Школа передала самолеты И-15 и У-2 формировавшимся в Казахстане (г.Алма-Ата) авиационным полкам, убывающим на фронт, и получила самолеты УТ-2 из расформированной алматинской 22 школы первоначального обучения пилотов. В то же время на заводе в г. Ростов-на-Дону были получены самолеты УТИ-4.

В ноябре 1942 г. Школа получила 3 Як-7Б и 10 Як-7, которые были сосредоточены в 1 аэ, аэродром – станция Луговая. К обучению курсантов на этих самолетах приступили в начале 1943 г.

В августе 1944 г. курсанты выпускались на самолетах Як-7Б и Як-9.

Военная школа пилотов в годы войны подготовила 1507 летчиков, 12 из которых стали Героями Советского Союза.

В августе 1945 г. школа пилотов была переименована в Одесское военное училище летчиков истребительной авиации ПВО Красной Армии и до мая 1947 г. готовила кадры для ПВО страны.

С июня 1947 г. это военное училище получило новое название – Фрунзенское военное авиационное училище летчиков ВВС СССР.

 

Источники информации:

1. История авиации - станция Луговая, 715 уап

2. Приказ НКО No. 0017 от 03.03.1941 г.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.