Омская военная авиационная школа пилотов

Начальники школы

Звание Имя Период Примечание
полковник Евгений Степанович Пристром 31.03.40 - 06.01.42  
полковник Ф.С.Чумак 06.01.42 - 01.04.42 ВрИД
полковник Л.Я.Ошурков 01.04.42 - 15.10.44  
полковник Иван Григорьевич Куриленко 15.10.44 - 06.07.46  

 

01.05.1940 г. в Омске была сформирована авиашкола, получившая наименование «Омская школа пилотов». Она начала свое формирование 15.04.40 г. Для ее дислокации было выбрано место на левом берегу реки Иртыш, на юго-западе от города Омска.

Школа формировалась на базе 52-й авиационной бригады по штату в составе 2-х эскадрилий и дополнительным штатом школы стрелков-радистов.

Общее количество лично состава было определено следующее:

1. начальствующего состава – 280 человек;

2. младшего начальствующего состава – 157 человек;

3. рядового состава – 166 человек;

4. курсантов – 830 человек.

Итого: 1433 человека.

Основой для формирования являлись:

- по переменному составу: аэроклубы Омской, Тюменской областей, Красноярска, Канска и Черногорска;

- по укомплектованию школы стрелков-радистов: части 53-го стрелкового корпуса;

- по постоянному составу: 1-я Чкаловская, Сталинградская, Новосибирская, Вольская, Иркутская и Ленинградская школы.

Начальником авиашколы был назначен полковник Е.С.Пристром, военным комиссаром – бригадный комиссар И.Кобякин, начальником штаба – полковник А.П.Лонский, помощником начальника школы по технической эксплуатации – военинженер 2-го ранга Г.П.Добровольский.

От 52-й авиационной бригады школе остались трехэтажное кирпичное здание, четыре жилых дома командного состава, казарма, две столовые, несколько ангаров и мастерские; кроме того, железнодорожная ветка, подведенная к аэродрому, и самолеты марки У-2 и Р-5.

В марте 1940 г. распоряжением командующего ВВС СибВО генерал-майора Погребова, командиру 52-й авиационной бригады полковнику Кондратюку было приказано принять переменный состав курсантов, прибывающих для формирования авиационной школы, в количестве 320-ти человек для подготовки военных пилотов и 250-ти человек для обучения на стрелков-радистов.

Из состава бригады были назначены: начальник курсов по учебной подготовке – капитан Муратович, комиссар курсов – старший батальонный комиссар Святковский, командир учебных рот – старший лейтенант Золотаренок и лейтенант Федоров.

12.04.40 г. в расположение гарнизона прибыл первый начальник Омской ВАШП – полковник Е.С.Пристром.

Учебный курс школы состоял из двух эскадрилий летчиков, одной запасной роты, группы стрелков - радистов. Каждая эскадрилья включала по два отряда: первый – на бомбардировщиках СБ, второй - на разведчиках Р-5. После освоения Р-5 курсанты переводились в первый отряд для учебы на СБ; запасная рота обеспечивала учебные эскадрильи пополнением, прошедшим общевойсковую подготовку. Командирами эскадрилий были назначены капитан Власенко и капитан Норченко.

17.05.40 г. авиашколе было присвоено наименование – Омская военная авиационная школа пилотов. День годового праздника был установлен 1 мая.

Для комплектования авиационной эскадрильи за период с 06.12.40 по 01.02.41 г. прибыло 178 человек. Из них было отчислено медицинской комиссией – 16 человек, мандатной комиссией – 24 человека, зачислено в школу – 138 человек. Зачисленные курсанты имели уровень образования в объеме: 10 классов – 16 человек, 9 классов – 44 человека, 8 классов – 39 человек, 7 классов – 39 человек. Прибывшие в школу молодые люди окончили следующие аэроклубы: Омский – 37 человек, Тюменский – 4 человека, Барнаульский – 7 человек, Красноярский – 21 человек, Черногорский – 32 человека, Канский – 3 человека, Анжеро-Судженский – 26 человек, Кемеровский – 1 человек. Семь человек были призваны через районные военные комиссариаты. Возраст поступающих был от 16-ти до 25-ти лет. По национальности большая часть – 127 человек – были русские, 3 человека – украинцы, 5 человек – белорусы, 2 человека – татары и 1 – хакас. Аналогичная социально-демографическая картина была и в других наборах.

В период с 1 февраля по 1 апреля 1941 г. в школу прибыло 199 человек, из них было зачислено – 138 человек.

В период с 1 мая по 20 мая 1941 г. прибыло 295 человек, было зачислено 276 человек.

С 22 мая по 2 июня 1941 г. прибыло еще 110 человек, из которых зачислено было 103 человека.

Период становления Омской ВАШП, как и для других авиационных школ и училищ, был достаточно трудным. В наличии имелись самолеты СБ - 32, из них 16 исправных, Р-5 - 47, из них 42 исправных, У-2 - 47, из них 37 исправных, УТ-1 - 8, из них 1 исправный. Исправных самолетов было всего 71% от общего числа всех самолетов школы. При этом, если учебных У-2 было 89% исправных, то самолетов боевых (СБ), более сложных в пилотировании, – всего 50%. К тому же у исправной техники на момент проверки был серьезно выработан технический ресурс. При этом серьезные замечания были и по ее техническому состоянию: «почти на всех самолетах разбиты фонари кабины, неточно отрегулированы троса триммеров и нет отметок центрального положения триммеров, на целом ряде самолетов в местах крепления капотов отсутствуют шурупы» и т.п. Большое количество неисправных самолетов объяснялось отсутствием запасных деталей к самолетам и моторам. Также на исправность техники влияла работа технического состава, который медленно осваивал полевой ремонт.

Обучение в Омской ВАШП изначально было рассчитано на 11 месяцев. Выпуск планировался к 1 января 1941 года.

Как и в других авиашколах, в Омске курсанты изучали конструкцию самолета, мотор, теорию полетов, осваивали штурманскую подготовку и другие учебные дисциплины, предусмотренные планом подготовки.

Уже в конце мая 1940 г. первые курсанты, успешно сдавшие зачеты по теоретическому курсу, приступили к учебным полетам на самолете У-2.

Освоив пилотирование простой авиационной техники (У-2), курсанты переходили к освоению более сложной техники – скоростного бомбардировщика марки СБ.

Выполнению графика летной подготовки мешала сибирская погода. Например, за декабрь 1940 г.было всего 11 летных дней. Остальные дни было невозможно использовать из-за сильных ветров и морозов,а иногда по нескольку дней приходилось очищать летную площадку от снега. Все это затрудняло осуществление качественной подготовки курсантов.

Несмотря на все трудности, 28.02.41 г. Военно-воздушные силы получили молодых пилотов – выпускников Омской ВАШП.

Весной 1941 г. из боевых частей стали поступать положительные отзывы о летчиках первого выпуска.

К июню 1941 г. школа выпустила несколько десятков авиационных специалистов для нужд ВВС.

Чтобы понять, какие качества и умения особенно требуются летчику на войне, офицеры школы часто отправлялись на стажировку в действующие части. Многие привозили оттуда боевые награды. И потом передавали полученный боевой опыт курсантам.

За 1941 год школа подготовила и послала на фронт тысячу сто шестьдесят два пилота. А всего за годы войны более двух тысяч пятисот летчиков на самолеты СБ, Пе-2, Ту-2. Из них 35 за боевые подвиги удостоены звания Героев Советского Союза.

На базе школы сформированы и отправлены на фронт 671, 677, 680, 683 авиационные полки, 12 экипажей самолета Р-5, проходили переучивание 12, 13, 132 авиационные полки.

До того времени как была сформирована авиакомендатура, школа обеспечила оперативный перелет на запад 720 самолетов.

09.10.45 г. школа переименована в Омское военное авиационное училище летчиков ВВС КА. В послевоенные годы Омское училище готовило летчиков на самолетах Пе-2, а с 1951 г. на ИЛ-28.

Училище расформировано 01.12.1960 г.

 

Источники информации:

1. Омское военное авиационное училище летчиков ВВС - livejournal

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.