Поставская военная авиационная школа пилотов

Начальники школы

Звание Имя Период Примечание
полковник В.А.Тимофеев    

 

Поставская военная авиационная школа пилотов бомбардировщиков cформирована летом 1940 г. в Поставах (Белоруссия). Размещалась в оборудованных казармах ранее стоявшего там польского Полка Гродненских Уланов. Начальником авиашколы был назначен полковник ВВС В.А.Тимофеев. Преподавателями служили летчики - М.С.Савицкий, В.М.Резаев, А.Д.Перелет, В.В.Елиферов, А.Я.Якимов, Я.Н.Шашлов, 3.П.Медведев, В.Н.Дмитриев и другие. Школа "сидела" на трех аэродромах. Основной находился в Поставах (в стадии строительства), а полевые в Михалишках и, предположительно, где-то вблизи Воропаева (по другим сведениям в Кабыльнике, на бывшем полевом аэродроме Польских ВВС).

Все аэродромы и обслуживающие их подразделения входили в состав 32-й и 100-й авиабаз 13-го района авиационного базирования. В Поставах на 30 мая 1941 г. значатся управление 32-й авиабазы, 132-я ОРС управления и 137-й БАО. Аэродром в Михалишках обслуживал 146-й батальон аэродромного обслуживания, принадлежавший 100-й авиабазе. Неподалеку строился еще один.

Школа состояла из двух отрядов. 1-й отряд был сформирован из солдат срочной службы, призванных в армию из разных областей страны. 2-й отряд был сформирован из выпускников Дзержинского и Таганского аэроклубов Москвы и по своему образовательному уровню был выше, чем 1-й отряд, так как состоял из выпускников 10-х классов школ, техникумов и студентов 1 и 2 курсов ВУЗов Москвы.

Поначалу много времени тратилось на обеспечение жильем, питанием и дровами. Учеба была на первых порах чуть ли не второстепенной. Курсанты школы несли караульную службу, охраняя стоянку самолетов, бензохранилище, продовольственные и вещевые склады, мастерские, здания казарм и дома начальствующего состава. В программе занятий были также строевая и стрелковая подготовка. Тем не менее, за зиму прошли теорию, матчасть Р-5 и СБ. В мае 1941 теоретические занятия были прекращены, и оба отряда занялись только полетной практикой, для чего перебазировались из зимних казарм в летние палаточные лагеря близ селения Михалишки, где находился основной аэродром, отстоящий от железнодорожной станции Поставы на 60 км. К 22 июня 1941 г. курсанты практически закончили программу на Р-5.

Рано утром 22 июня 1941 г. полковник Тимофеев по телефону принял доклад начальника шаба школы Заболко-Никольского о том, что "по некоторым признакам Округ объявил учебную тревогу". В штабе выяснилось, что дежурный по школе неизвестно от кого принял сигнал тревоги. Попытка связаться с Минском оказалась неудачной и ситуация по-прежнему оставалась неясной. В это время в Поставы вошла колонна армейских грузовиков, которую возглавлял зам. командира 12-й бад И.В.Крупский. Он потребовал выдать ему боеприпасы, которые хранились на гарнизонных складах. Несмотря на отсутствие необходимых документов, Тимофеев, исполнявший обязанности начальника Поставского гарнизона, распорядился вскрыть склады и выдать Крупскому. Именно от Крупского Тимофеев узнал о начале войны. Тем не менее, он не отдал приказа о маскировке и рассредоточении самолетов, что вскоре привело к многочисленным жертвам среди личного состава и потерям матчасти.

После полудня 22 июня по гражданской связи на имя начальникашколы пришла телеграмма от заместителя командующего ВВС округа А.И.Таюрского: "Учебные полеты продолжать. Фашистскую провокацию в расчет не принимать". Чуть позже Таюрский сумел дозвониться до Постав и устно подтвердил свой нелепый приказ. А в это время немецкие самолеты бомбили аэродром школы в Михалишках. По окончании налета оттуда дозвонился командир эскадрильи майор Берзинь и доложил, что аэродром атакован двумя эскадрильями немецких бомбардировщиков, есть потери среди личного состава и матчасти.

22 июня 1941 г. все курсанты с утра были на аэродроме. В 11 часов оснащали самолеты вооружением, крепили бомбодержатели, завершали ремонтные работы, заправляли баки бензином, маслом, водой. Всего на самолетной стоянке находилось около 50 самолетов У-2, Р-5 и СБ. Они стояли двумя рядами, как обычно в мирное время. Около самолетов работали два отряда курсантов (около 200 человек), а также инструкторский и технический состав (около 100 человек). В 17 часов услышали гул моторов. Все повернули головы в сторону гула и увидели девятку двухмоторных самолетов летевших на высоте около 1000 метров. Так как никаких сигналов воздушной тревоги не было, все решили, что это возвращаются наши бомбардировщики после налета на немцев. Но это была группа Ю-88. За первой девяткой следовала вторая, а за ней шестерка самолетов. Немцы закончили бомбометание, начали разворот, и в это время хвостовые стрелки стали обстреливать людей из пулеметов. Развернулись и ушли восвояси. На земле горело 20-25 самолетов, остальные были уничтожены или повреждены. Позже только один СБ и один У-2 смогли взлететь. Повсюду трупы людей, крики, стоны раненных. Все курсанты и техники, оставшиеся невредимыми стали вытаскивать раненых из-под горящих самолетов, которые периодически взрывались.

Поступил приказ складывать отдельно мертвых, отдельно раненых. Подъехали несколько грузовиков. В них погрузили раненых. В качестве сопровождающих сели курсанты и офицеры. По воспоминаниям очевидцев, с кузовов автомобилей сочилась кровь и тонкими ручейками стекала на дорогу. Машины уехали на ближайшую железнодорожную станцию Гудогай. Немцы вечером того же дня выбросили на станцию десант, и судьба раненых и сопровождавших осталась не известна. В тот день погибло около полусотни курсантов и более ста авиационных техников. Уцелевшие похоронили их там, где располагался лагерь - в поле, в воронке от снаряда.

Вечером, оставшиеся, около 80 человек курсантов, техников и офицеров, двинулись в путь к своим казармам, находившимся отаэродрома около 60 км. Шли всю ночь и только к 16 часам 23 июня добрались до основной базы в Поставах. Командование сообщило, что если подадут вагоны, все отправятся вглубь страны. Если же вагонов не будет, придется защищаться с помощью винтовок. Приступили к рытью окопов.

Днем 24 июня на станцию Поставы прибыл паровоз и около 15 пустых вагонов и платформ, на которые очень быстро было погружено все оборудование и имущество, хранившееся на складах школы. Остатки Поставской авиашколы покинули свой городок и перебрались в Оршу, потом в Москву, оттуда в Чкалов (Оренбург), где из остатков нескольких авиашкол была сформирована 3-я Чкаловская Военная Авиационная Школа пилотов.

В 2005 году, к 60-летнему юбилею Победы, в агрогородке белорусские школьники установили памятник со словами на белорусском языке: "В память о курсантах, летчиках и техниках Поставской авиационной школы, погибших на Михалишковском аэродроме 22 июня 1941 года." Памятник установлен не на месте братской могилы курсантов и механиков, т.к. это место остается неизвестным.

 

Источники информации:

1. Данные Тамары Ивановны Нироновой.

2. Поставская авиашкола - Историческая правда

3. Краеведческий музей Михалишковской средней школы

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.