Ейское военно-морское ордена Ленина авиационное училище имени Сталина

 

История Ейского авиационного училища восходит 28.07.1915 г., дню открытия Офицерской школы морской авиации, сформированной в Петрограде. Учебное заведение много раз меняло наименование, места дислокации и ведомственную принадлежность. Главным оставался профиль - подготовка специалистов морской авиации.

В середине июля 1931 г. Военная школа морских летчиков и летчиков-наблюдателей ВВС РККА имени Сталина (такое наименование было в тот момент) передислоцировалась из Севастополя в Ейск. В Севастополе авиапарк составлял до 40 самолетов. В Ейске их количество возросло и доходило до более, чем 440 самолетов. Среди них новые учебные и боевые Р-1, позднее Р-5, Дорнье "Валь", Савойя S-62, бомбардировщики ТБ-1, ТБ-3 с моторами М-17, МБР-2, МБР-4, истребители И-4, И-5, И-15, самолеты У-2 (По-2), Ш-2 и др. В Ейске Школа передана в подчинение командованию Северо-Кавказского военного округа.

В 1936 г. Школа переименована в Военную школу летчиков и летнабов морской и сухопутной авиации им. И.В.Сталина.

Приказом НКО СССР No.56 от 14.04.37 г. Школа переименована в Военно-Морское авиационное училище имени тов. Сталина и вскоре передана под командование ВМФ. В этот период Ейское ВМАУ значительно обновляет парк самолётов, с 1938 года стали поступать новые И-15бис, И-16, СБ, МБР-2, УТ-2, расширилась аэродромная сеть. В это время в составе училища имелось не менее девяти учебных авиационных эскадрилий.

В 1937 г. в училище для обучения было принято около 1000 курсантов. Из них 320 человек на штурманское отделение. В 1939 г. состоялся последний довоенный выпуск штурманов из Ейского училища. При реорганизации системы обучения Авиации ВМФ в 1939 г. функции подготовки штурманов были переданы Военно-морскому авиационному училищу им. С.А.Леваневского в городе Николаеве.

Накануне войны в первой половине 1941 г. было проведено несколько наборов курсантов. В январе в училище пришли выпускники аэроклубов. В июне было принято еще около 600 курсантов. Кроме того, в ШМАС при училище поступило 260 человек, которые готовились по разным техническим специальностям (авиационные мотористы, специалисты по связи, вооружению, приборам и пр.).

К июлю - августу 1941 г. в училище имелось 10 учебных эскадрилий: две учебных эскадрильи на самолетах СБ, четыре истребительные учебные эскадрильи на И-15бис, И-153 и И-16, одна учебная морская эскадрилья на МБР-2, две эскадрильи переподготовки летчиков и эскадрилья обучения "слепым" полетам. К осени на вооружение учебных подразделений стали поступать новые самолеты Як-1, МиГ-3, Ил-2, По-2. В связи с военной обстановкой и необходимостью ускорить обучение летчиков, теоретическую часть сократили. Основное внимание стали уделять отработке практических навыков управления самолетами, умению ходить в боевых порядках, пользоваться авиационным оружием, самим устранять неисправности техники, которые могли бы возникнуть.

С целью организации воздушного прикрытия города, порта и военных баз была создана отдельная эскадрилья истребителей под командованием капитана К.В.Попова. Противник вплотную подошел к Ейску, но уничтожить Училище им не удалось. Летчиками эскадрильи наносились внезапные удары по расположениям противника, ими было сбито около трех десятков вражеских самолетов.

В сентябре 1941 г. училище организованно перебазировалось в Моздок, куда по воздуху перебросили все имевшиеся 274 самолета, среди них У-2, УТ-2, УТИ-4, И-16, Як-1, ЛаГГ-3. Периодически в действующую армию для овладения навыками боя в военной обстановке отправлялись отряды, сформированные из инструкторов. Они через некоторое время возвращались, но на смену им отправлялись новые. В Училище курсанты делали 100-120 вылетов, налетывали всего по 15-20 часов. Иногда от начала до конца практического обучения полетам проходило несколько дней, и ежедневно на фронт отправляли 5-10 новоиспеченных лётчиков.

В августе 1942 г. фронт приблизился к Моздоку, и училище эвакуировалось в село Борское под Куйбышевым. Сначала работали на четырех аэродромах, но потом их количество возросло до одиннадцати.

В начале 1943 г. в училище поступили новые Ла-5 и Як-7.

24.07.43 г. указом Президиума Верховного Совета СССР Училище было награждено орденом Ленина. К этому времени 45 воспитанников Училища уже были удостоены звания Героя Советского Союза, а около 4000 награждены орденами и медалями.

После освобождения Кубани советскими войсками 11.10.43 г. был получен приказ возвращаться в Ейск. Перебазирование проходило поэтапно до 17.05.44 г. Не прекращая летную подготовку, работники и курсанты Училища занимались и восстановлением разрушенного города. Кроме того, личный состав участвовал в организации противовоздушной обороны Ейска и военно-морских баз района Азовского моря, как с воздуха, так и в составе зенитных батарей на земле. Последний "военный" выпуск состоялся в 1945 году. Эти летчики успели сделать свой вклад в окончательную победу над милитаристской Японией.

За четыре года войны Ейское Военно-морское ордена Ленина авиационное училище имени Сталина подготовило 3517 летчиков и 157 штурманов (в том числе и летный состав, прошедший переподготовку). На его базе было сформировано и отправлено на фронт 9 авиационных полков и 18 эскадрилий. Туда же было отправлено около 400 самолетов, и более 300 летчиков из кадров Училища, в том числе на войсковую стажировку. На укомплектование частей морской пехоты и парашютно-десантных войск было направлено более 400 курсантов и краснофлотцев. Кроме того, личный состав собрал и внес на строительство торпедных катеров наличными и облигациями более 1,3 миллиона рублей.

 

Источники информации:

1. От Финского залива до Ейского лимана

2. Подготовка кадров для авиации ВМФ в годы Великой Отчественной войны

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.