17.07.1942 г. Доставка грузов разведывательному патрулю

17.07.1942 г. "Бленхейм" (бортовой номер 111 по прозвищу "Правоверный", который был подбит в Зимней Войне, но восстановлен), был загружен четырьмя подвесными "торпедами". Это был провиант, боеприпасы, лекарства, радио-батареи и другие грузы, необходимые дальним разведывательным патрулям, ведущим наблюдение за Мурманской железной дорогой. Экипаж включал пилота Унто Оксалу (Unto Oksala), штурмана лейтенанта Вуорелу (Vuorela) и стрелка-радиста старшего сержанта Лаукаса (Laukas). Вылет был прерван из-за тумана в пути, и Оксала приземлился в Хирвасе (Hirvas), чтобы ждать лучшей погоды и заправиться горючим.

Перехват сводки погоды противника предсказал, что туман в области южнее Белого моря исчезнет в полночь 17-го. Оксала решила взлетать в 02.40 часа, в северных широтах в это время года визуальный полет возможен 24 часа в сутки, лишь бы погода была летной.

Истребительное сопровождение было доступно, но Оксала отказался от него, избегая привлекать внимание противника. Он также отказался говорить, где он должен был сбросить свои "пакеты". После 15-минутного прогрева моторов "Бленхейм" взлетел. Облачность была на отметке 500 м., горизонтальная видимость была хорошей.

Бомбардировщик пересек Сегежское озеро, которое было позади фронта. Облачность продолжала снижаться, сначала 300, затем 200 м и, наконец, 100 м, с пятнами тумана здесь и там. Эта сделало навигацию более сложной, но приемлемой.

Около места назначения советский "Харрикейн" настиг "Бленхейм", и Оксала должен был нырнуть в облака, чтобы улизнуть. После нескольких обманных поворотов он вывел Бленхейм из облака и убедился, что вражеский истребитель исчез. Штурман обнаружил, что потерял ориентировку во племя петляний в облаках: монотонный пейзаж болот и лесов не имел никаких приметных ориентиров. Оксала вынужден был лететь несколько минут на север к Белому морю, чтобы восстановить ориентировку и повторно начать подход.

Найдя свое местоположение на карте, штурман дал пилоту компасный пеленг и действительно, вскоре "Бленхейм" кружился над болотом - местом сброса груза. Ориентир, маленькое озеро поблизости, подтверждал, что это было правильное место. Здесь был разожжен большой костер на земле: это был сигнал. Но почему-то костер неожиданно большой?

Оксала решил перестаховаться и опустился ниже. С высоты 50 м экипаж никого не увидел у костра, но при повторном пролете на высоте 10 м они увидели несколько человек, уверенных, что с самолета будет произведен сброс груза. Они носили зеленую униформу: это были солдаты Красной армии.

Очевидно финский патруль был вынужден избежать преследователей. Оксала предположил, что финны должны были быть где-нибудь рядом. В их поисках он начал летать по спирали. Он имел приказ возвратиться, если патруль не будет найден, но все же решил попробовать.

Двадцать минут прошли, экипаж самолета уже терял оптимизм, когда Оксала обнаружил человека, машущего своей рубашкой на северном краю большого болота. Он вернулся туда: там и был патруль!

Они сбросили "торпеды" точно и с такой низкой высоты, что было маловероятно, что враг мог это заметить. Но прежде чем Оксала успел взять обратный курс, стрелок Лаукас сообщил, что видел сотню противников, продвигающихся на открытое болото - они были приблизительно в 10 км от патруля.

Штурман Вуорела начал писать записку, которую хотели сбросить патрулю, но тут "Харрикейн" напал на "Бленхейм", и Оксала вынужден был спрятаться в облаке. Он решил предупредить патруль о враге звуками стрельбы.

Пилот вывел бомбардировщик из облака и обстрелял вражеских солдат из курсового пулемета, а в другом заходе это сделал стрелок из своей башенки. Но теперь приблизолось еще больше истребителей, и Оксала вынужден был скрыться в облаках и взять обратный курс, ориентируясь по навигационным приборам.

Около Ленинградского отделения Мурманской железной дороги "Бленхейм" выскочил из облаков, чтобы проверить ориентировку. К сожалению, истребители противника патрулировали железнодорожную линию, и один из них сумел произвести выстрелы по бомбардировщику, сделав три пробоины в крыле, прежде чем Оксала опять скрылся в облаках.

"Бленхейм" произвел посадку в Хирвасе в 05.30 часов. Капитан Йорма Кархунен (Jorma Karhunen), друг Оксалы и командир 3/LeLv 24, базировавшейся на авиабазе в это время, спросил о результатах вылета. Оксала ответил:

- Они действительно попали по адресу.

И больше никаких комментариев.

Спустя несколько месяцев Оксала получила письмо с благодарностью от командира разведывательного патруля. Они поняли, что означал пулеметный огонь и скрылись необнаруженными.

 

© Текст: Ossi Juntunen

© Перевод: Василий Харин

 

 

Источники информации:

Joppe Karhunen (in several books)

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.