Унто Йоханнес Оксала
(Unto Johannes Oksala)

Унто Йоханнес Оксала (Unto Johannes Oksala)

Пилот финской бомбардировочной авиации. Награжден Крестом Маннергейма.

Оксала родился 15 марта 1915 г. в Йювяскюля (Jyväskylä).

Его отец Йоханнес Оксала (Johannes Oksala) был владельцем магазина, мать Импи Оксала (Impi Oksala) окончила три класса из восьми Классического Лицея в Тампере (Tampere) в 1929-1931 гг. Отец Оксалы владелец магазина был очевидно богатый, он мог позволить, чтобы поместить своего сына в частную школу в 1929 г., но Унто проучился там лишь три года. Вероятно, это произошло из-за Великого кризиса, который разорил много бизнесменов и в Финляндии.

В период 17.09.1934 - 30.11.1935 гг. Унто проходил обязательную воинскую службу в авиашколе в Каухаве (Kauhava). Там же начал курс летной подготовки, а 29.02.1936 г. получил "крылышки". Фактически Оксала был завербован в Финские ВВС (FAF) и стал профессиональным пилотом параллельно с обязательной воинской службой.

Сержант Оксала был направлен в LLv 44 в Терваниеми (Tervaniemi) на морскую базу в Виипури (Viipuri). Он сам напросился туда, потому что ходили слухи о том, что LLv 44 будет оснащена Бристоль "Бленхеймами". Слухи подтвердились, и LLv 44 была переведена в Иммолу (Immola), на первый современный аэродром в Финляндии того времени. Сразу же в части была начата детальная программа обучения. Командиры были удовлетворены работой сержанта Оксалы как пилота "Бленхейма". Ему доверяли, несмотря на молодость, из-за его хороших навыков, спокойствия и четкого выполнения распоряжений. Он мало отставал от опытных пилотов с большим налетом. Например, однажды он был единственным справившимся в зачетное время со сложным учебным двухчасовым полетом по приборам. Оксала хвалили, а он лишь сказал:

- У меня был хороший штурман.

Утси Оксала никогда не чувствовал потребности в самовозвеличивании или хвастовстве. Он предпочитал помалкивать о том, что сделал, и вообще очень мало говорил.

В 1938 г. Оксала прошел вводный курс истребителя "Фоккер" D.XXI. Как профессионал, он считал, что для пилота бомбардировщика будет полезно знать тактику летчиков-истребителей при нападении на бомбардировщики. Командиры были раздражены его желанием обучаться на истребителя и советовали забрать заявление на курсы. Ему намекнули, что после этого не может быть и речи о возвращении в свою часть, но на Оксалу это не подействовало.

Капитан Кархунен (Karhunen), который курировал курсы истребителей, позже оценил, что Оксала обладал отменным вниманием, сосредоточенностью, спокойствием, и хорошими летными навыками - характеристиками хорошего пилота бомбардировщика.

В ходе Зимней Войны не было миссий, которые бы оказались Оксале не по силам. Часто он участововал в опасных вылетах во вражеский тыл, будь то визуальная или фоторазведка или бомбардировка.

Сам Оксала не говорил о боевых вылетах. Его штурман или стрелок могли рассказать о многих опасных и критических ситуациях в боевых вылетах. Зачастую они выживали только благодаря исключительному мастерству пилота по управлению самолетом.

"Бленхейм" имел недостаточное бронирование, а его защитное вооружение было слабым, поэтому лучший способ выживания состоял в том, чтобы избежать воздушного сражения, летая над верхушками деревьев или скрываясь в облаках. Скорость "Бленхейма" была достаточной, чтобы справиться с И-16 и И-153, но не с более быстрыми типами истребителей. Радиооборудование было слабым, и даже селекторная связь была настолько примитивна, что практически была бесполезной. Пилот имел обыкновение привязывать шнур к своей руке, и дергая другой конец, стрелок мог сигнализировать пилота о приближающихся истребителях...

Дважды в ходе Зимней войны "Бленхейм" Оксалы не возвращался на свой аэродром (см. 11.02.1940 и 26.02.1940).

После войны работа авиаторов была оценена вручением золотых часов лучшему авиатору бомбардировщика. Это был Утси Оксала, который получил их как лучший пилот из числа не офицерского состава. Следует иметь в виду, что в бомбардировочной авиации было множество отличных известных прапорщиков (уоррент-офицеров), самых опытных пилотов финских ВВС.

Финские ВВС потеряли 11 бомбардировщиков из 40 и 19 авиаторов. Для тех 105 дней войны это был тяжелый удар.

Бомбардировочные части предполагалось перевооружить новыми "Бленхеймами", произведенными на государственном (финском) авиазаводе. Это сообщение не ободрило авиаторов, т.к. "Бленхейм" не был современным самолетом и не мог тягаться по скорости с новыми советскими МиГ-1. Но об этом старые пилоты помалкивали, а молодые авиаторы из числа пополнения были полны энтузиазма.

Рано утром 25 июня 1941 г. 500 советских бомбардировщиков напали на финские города и авиабазы без объявления войны.

Поскольку снова началась война, экипажи "Бленхеймов" получили задания на проведение визуальной разведки и проведение бомбардировок, чтобы поддержать войска. Две финских эскадрильи бомбардировщиков имели едва десяток Бленхеймов в своем распоряжении. Третья эскадрилья существовал только номинально, т.к. первоначально имела три самолета, из которых вскоре остался лишь один.

Старые пилоты были правы относительно истребителей противника. МиГ-1 был самой большой опасностью для Бленхеймов. Они несли тяжелые потери и даже предпринятые налеты на авиабазы противника не принесли заметного облегчения.

Точность бомбометания, показанная экипажем Оксалы была выше среднего показателя. Конечно, главная заслуга в этом принадлежала штурманам, но и пилоты вносил свой вклад в конечный результат. Оксала предупреждал молодого младшего лейтенанта, который должен был лететь его штурманом:

- Имейте в виду, что мы не просто так берем бомбы на фронт. Они предназначены для того, чтобы поразить цель. Я не собираюсь брать балласт и разбрасывать его куда попало.

Оксала как пилот бомбардировщика был "мастером на все руки". Ему поручали специальные задания, типа длительного патрулирования или работы в глубоком тылу противника.

Майор Эрик Стенбёк (Erik Stenbäck), командующий LeLv 44, выбрал Оксалу для доставки грузов дальним партизанским разведгруппам Ставки Верховного командования. Стенбёк сказал в интервью, что Ставка потребовала назначить для этой миссии человека, который мог не только летать, но и сохранить конфиденциальность.

Эти вылеты по снабжению были трудны из-за двух дополнительных факторов: ненадежные карты и необходимость не дать патрулям противника обнаружить местонахождение финских разведгрупп. Оксала оправдал надежды. Ставка ВГК направляла благодарности за каждую из таких миссий майору Стенбёку. Сам Оксала не распространялся о тех тайных партизанских миссиях. Тем не менее, один из них задокументирован (см. 17.07.1942).

Официальный правительственный документ: "18 июля, 3 августа и 2 октября 42 г. экипаж Оксалы выполнил четыре успешных боевых вылета по снабжению дальних групп в районах Ala-Kolesmajarvi, Sorokka и в Kontiojarvi. Благодаря мужеству, решительности и мастерству, он успешно выполнил эти миссии, несмотря на противодействие истребителей противника."

Оксала участвовал в драматическом рейде на Варбинитси (Varbinitsi) (см. 15.04.1942).

Оксала был в числе первых, пересевших на Ju-88, когда в 1943 г. LeLv 44 была перевооружена этими бомбардировщиками. Он прошел обучение на авиабазе в Тутове (Tutow) в Германии бомбометанию с планирования и пикирования на Ju-88. Оксала превосходно справлялся с перегрузками при выходе из пикирования. Очевидно, его низкий рост и коренастая фигура способствовала противостоянию центробежной силе. Он не терял зрение даже при выходе из самого крутого пикирования.

Лето 1943 г. было периодом обучения для эскадрильи, и в-целом, оно пошло успешно. Оксала чувствовал себя в кабине Ju-88 как дома, он считал, что 2-х тонная бомбовая загрузка сделали его работу более эффективной. Хотя реально можно было загружать только 1,5 тонны, потому что финские взлетно-посадочные полосы были, как правило, короткими и мягкими.

Были и неудачи.

Налет, позже известный как "халтура Лавенсаари" 17 сентября 1943 г., был катастрофой для PLeLv 44. Только 7 из 14 "Юнкерсов" произвели посадку в Утти (Utti), один из них на фюзеляж. Три вышли на Мальми (Malmi), два из них повреждены. Еще три были повреждены при вынужденных посадках в поле в районах Сиппола (Sippola), Миккели (Mikkeli) и Онттола (Onttola). Один заблудился и приводнился на Онежское озеро около Петрозаводска. Было чудом, что никто не был убит или ранен. Все происшедшее точно описывается русским словом "бардак" (см. 17.09.1943).

12 ноября 1943 г. прапорщик Унто Йоханнес Оксала был награжден Крестом Маннергейма.

Цитаты: "Оксала - надежный, храбрый, квалифицированный и внимательный пилот. До настоящего времени он совершил свыше 100 боевых вылетов. Его деятельность отмечена блестящими достижениями и большими результатами, часто облегчая действия нашей армии. Все задачи, возложенные на него, Оксала выполнял эффективно и полностью, несмотря на огонь зенитной артиллерии, постоянные атаки истребителей и навигационные трудности во время дальних ночных вылетов. На этой стадии войны разумно не описывать подробно достижения Оксалы."

"Оксала выполнил все задания с образцовой храбростью и доказал своими действиями стремление преодолевать проблемы и трудности. Ценность достижений Оксалы подчеркнуто тем фактом, что он охотно вызывается на самые дальние вылеты несмотря на то, что в дальней авиации такие вылеты считаются самыми опасными из-за очень большой угрозы столкновения с истребителями противника. По этой причине летчики-истребители не желают становится пилотами самолетов дальней авиации."

Ночью 9 марта 1944 г. финская бомбардировочная авиация совершила карательные налеты на авиабазы АДД (советская авиация дальнего действия) близ Ленинграда. АДД трижды совершала налеты на Хельсинки в феврале 1944 г. (так называемые "мирные налеты").

PLeLv 44 действовала своими шестью пригодными к эксплуатации Ju-88. Финские бомбардировщики пристроились к строю советских бомбардировщиков, возвращавшихся после налета на Таллин, и противник был не в состоянии обнаружить финские бомбардировщики среди своих собственных. Экипажи PLeLv 44 совершили налет на авиабазу Касимово, и их бомбы упали на полностью освещенную цель, поражая взлетно-посадочные полосы и ряды самолетов на стоянке (см. 09.03.1944).

После приземления на аэродром подскока PLeLv 44 в Утти, экипажи самолетов были в очень хорошем настроении после успешного вылета. Согласно анекдоту, даже молчун Оксала неожиданно открыл рот: "интересно, пьют ли они теперь чай в Касимово?" Любимый стрелок Оксалы ст. сержант Виту Лаукас (Veetu Laukas) указал пальцем на Оксалу и воскликнул в ложном ужасе: "Послушайте этого болтуна!"

Лето 1944 г. было худшим периодом, когда бомбардировщики получили приказы на вылеты для поддержки войск, игнорируя потери. Налеты в июне, июле и августе могли совершаться только под покрытием "Мессершмиттов" HLeLv 24 и HLeLv 34.

(Еще один анекдот: Предположительно Оксала сказал, что, если бы он не летал как лидер, то во время огня зенитной артиллерии закрывал бы глаза одной рукой так, чтобы лишь бы сквозь пальцы замечать продвижение самолета. Если спикировал лидер, значит и ему пора пикировать. И если бы плохие новости поступали по радио, он ослабил бы ремешок наушников, чтобы не так хорошо слышать.)

Летом 1944 г. финские бомбардировщики совершили ряд тактических ударов по передней линии противника и в ближайшем тылу - в двух-трех минутах полета от фронта. Целями были мосты, колонны или скопления танков, позиции артиллерии.

Оксала также участвовал и в Лапландской войне. Плохая погода и точный огонь немецких зениток взяли свою долю финских бомбардировщиков.

Оксала женился в 1944 г., имел двух детей, которые рождились в 1945 и 1946 гг.

В результате летного происшествия 07.01.1946 г. он потерял зрение одним глазом и перенес другие травмы. В результате вынужден был оставить полеты, и так никогда полностью не оправился.

Все же он до последней возможности служил в диспетчерской службе. Затем сменил несколько занятий, наконец стал охранником в музее г. Хямеэнлинна (Hämeenlinna). Свои дни после отставки он провел в Тампере, где жил в юности.

Умер Оксала 6 августа 1995 г. в Тампере.

 

© Текст: Ossi Juntunen

© Перевод: Василий Харин

 

 

Источники информации:

1. Karhunen, Jorma. Marskin Ritarilentajat (Espoo 1983).

2. Karhunen, Jorma. Blenheim pommittajat armottomalla taivaalla (Keuruu 1979).

3. Juurikas, Veikko. Lentomestarit Ilmavoimien historiallisia julkaisuja 1. Vammala 1999.

4. Suomen Ilmavoimien historia, vol. 2. Do 17 Z and Ju-88 (Loviisa 1999).

5. Hirvonen, Pauli. Raskaan sarjan laivueet (1956?).

6. Keskinen, Kalevi; Stenman, Kari. Suomen Ilmavoimien historia, vol. 19. LeR4. (Loviisa 2002).

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.