06.04.1942 г. Отражение атаки бомбардировщиков

На 05.4.42 г. советским командованием был запланирован мощный налет на аэродром Тииксярви (Тикшаозеро). Согласно плану в налете должны были участвовать 35 самолетов: 8 Пе-2 из 608-го пбап, 7 СБ из 80-го сбап, 9 "Харрикейнов" из 767-го иап, 8 "Харрикейнов" и 3 ЛаГГ-3 из 609-го иап. Из-за плохой погоды уже поднявшиеся в воздух самолеты были отозваны.

После полудня 06.04.42 г. погода улучшилась, и самолеты поднялись в воздух. Однако часть истребителей не смогла встретиться с бомбардировщиками, поскольку им по какой-то причине были даны различные радиопозывные. В результате в налете на аэродром смогли принять участие только 7 бомбардировщиков и 18 истребителей.

Финская радиоразведка вовремя обнаружила приближение советских самолетов, и их курс был передан лейтенанту Лаури Олави Пекури (Lauri Olavi Pekuri), который в это время во главе восьми "Брюстеров" из 2/LLv 24 патрулировал над линией фронта.

Финские истребители перехватили советские самолеты уже на подходе к аэродрому Тииксярви. В ходе 25-минутного боя - с 15.25 по 15.50 - пилоты 2/LLv 24 сбили два СБ из 80-го сбап и 12 "Харрикейнов". Лаури Ниссинен (Lauri Vilhelm Nissinen) на "Брюстере" BW-384 и Лаури Пекури на BW-372 сбили по три "Харрикейна". По две победы одержали Ииро Киннунен (Eero Aulis Kinnunen) на BW-352 и Эйно Пелтола (Eino Iisakki Peltola) на BW-379.

По мнению финнов, пилоты "Харрикейнов" оказали им слабое сопротивление, а экипажи СБ оказались достойными противниками. Так, "Брюстер" BW-394 Лассе Кулпинена (Lasse Kulpinen), сбившего в тот день один СБ, получил несколько попаданий, а сам Кулпинен был ранен в икру ноги.

Лейтенант Пекури затем вспоминал:

"Мы встретили противника приблизительно в 20 км от аэродрома, и я атаковал истребители, направив два "Брюстера" к летевшим позади бомбардировщикам. Я сбил свой первый истребитель приблизительно в пяти километрах юго-восточнее аэродрома, и, загоревшись, он упал на землю. Второй получил попадания в двигатель и радиатор и, оставляя плотный дымный след, упал в 800 м южнее Онтросенваары (Ontrosenvaara) - позже его обломки были найдены там. В заключение после преследования на небольшой высоте я сбил над покрытым лесом горным кряжем, в полукилометре от южной оконечности озера Рукаярви, третий "Харрикейн". Раненый летчик был захвачен в плен. Все участвовавшие в бою "Харрикейны" имели по двенадцать пулеметов, но летчики, летавшие на них, казалось, были совершенно беспомощными".

 

Согласно официальным советским данным, 06.04.42 г. во время налета на аэродром Тииксярви были потеряны только 7 самолетов: один СБ из 80-го сбап, два "Харрикейна" из 609-го иап и четыре "Харрикейна" из 767-го иап. После возвращения советские летчики заявили о четырех финских самолетах, уничтоженных на земле, и семи "Брюстерах", сбитых в ходе воздушного боя.

 

Источники информации:

Зефиров М.В. Асы Второй мировой войны: Союзники Люфтваффе: Эстония. Латвия. Финляндия. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2003. - С. 279-280.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.