Лаури Олави Пекури
(Lauri Olavi Pekuri)
Пилот финской истребительной авиации.
Родился 06.11.1916 г. в Хельсинки. Фамилия, которую он получил при рождении, была Охукайнен (Ohukainen), и лишь 12.07.42 г. он поменял ее на Пекури.
Служил в составе LLv 24, LeLv 34.
Боевые вылетяы начал совершать в августе 1941 г.
Первую победу одержал 04.10.41 г., сбив И-153.
10.01.42 г. Пекури сбил МиГ-3 и начал преследовать другой, но и сам был атакован. На поврежденном самолете он едва дотянул до своих позиций и совершил вынужденную посадку.
01.02.42 г. лейтенант Пекури одержал пятую победу.
06.04.42 г. в ходе 25-минутного боя пилоты 2/LLv 24 без потерь со своей стороны сбили два СБ и двенадцать "Харрикейнов", три из которых были на счету Пекури. (Подробнее об этом бое см. здесь).
08.06.42 г. пилоты 2/LeLv 24 сбили пять советских "Харрикейнов", один из которых был на счету Пекури, одержавшего свою десятую победу.
25.06.42 г. в бою с группой "Харрикейнов" из 609-го иап Пекури был сбит. Пекури с большим трудом удалось выбраться из оз. Большое Калеярви, куда упал его "Брюстер" BW-372, а затем добраться до своей части. (Подробнее об этом см. здесь).
В феврале 1943 г. лейтенант Пекури был переведен в состав вновь сформированной LeLv 34 и начал летать на Bf-109G-2.
07.06.43 г. он был назначен командиром 1/LeLv 34.
В течение 1943 г. Пекури одержал две победы.
В марте 1944 г. в "Мессершмитт" лейтенанта Пекури угодил 40 мм зенитный снаряд и взорвался внутри фюзеляжа позади кабины пилота. Была полностью уничтожена рация, и частично повреждены тяги руля поворота. В нижней части фюзеляжа истребителя Пекури повисли куски обшивки, как будто на "Мессершмитте" открылись створки бомболюка. Несмотря на большие повреждения, Пекури не только смог дотянуть до аэродрома, но и без особых проблем приземлиться. Когда он уже рулил к стоянке, поврежденный фюзеляж "Мессершмитта" просто согнулся под собственным весом.
16.06.44 г. пилоты LeLv 34 перехватили советские штурмовики, атакующие финские позиции в районе Кивенаппы. Пекури сбил одил Ил-2. Во время четвертой атаки "Мессершмитт" Пекури был подбит и пилоту пришлось выпрыгнуть с парашютом на высоте 100 м. В течение четырех дней он смог пройти приблизительно 60 км, однако так и не смог достигнуть линии фронта, которая отодвигалась все дальше на север. На пятый день, во время сна, его взяли в плен советские солдаты.
25.12.44 г. капитан Лаури Пекури вернулся на родину. При этом он весил всего 48 кг.
В 50 - 60-е годы Пекури входил в группу пилотов, проводивших оценочные испытания реактивных истребителей, которые правительство Финляндии предполагало закупить. Он освоил разные типы самолетов и стал первым финским пилотом, преодолевшим звуковой барьер.
В 1968 г. он вышел в отставку в звании полковника, после чего продолжал работать уже в гражданской авиации.
В 1980-е годы Лаури Пекури переехал в Испанию, где и умер 03.08.1999 г.
См. также:
Источники информации:
1. Зефиров М.В. Асы Второй мировой войны: Союзники Люфтваффе: Эстония. Латвия. Финляндия. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2003.
2. Война в воздухе. Периодическое научно-популярное издание для членов военно-исторических клубов. No. 21, 2000 г. Финские асы против "Сталинских Соколов" / Редактор-составитель С.В.Иванов.
3. J.Lindberg. Fighter Tactics Academy.
4. Matti Yrjölä. FAF: Finnish Air Force.
5. Dariusz Tyminski. WW II ACE STORIES.
Поделиться страницей:
Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.
Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.