25.10.42 г. Воздушные бои

С утра 25.10.1942 г. 269 иап (236 иад) получил задание прикрыть действия штурмовиков (вероятно, из 502 шап) в районе Гойтха. Для сопровождения «илов» была выделена 2-я авиаэскадрилья капитана П.А.Бычкова. Ее летчики еще не знали «географию» района и поэтому вместе с ними вылетел штурман дивизии майор Д.Л.Калараш.

Исходя из предшествующего опыта, боевой порядок истребителей решено было выстроить в три яруса. Группе нижнего яруса (четыре ЛаГГ-3) под командованием самого Бычкова предстояло находиться рядом со штурмовиками, обеспечивая их непосредственное прикрытие. Средний ярус должно было составить звено лейтенанта М.В.Вершинина (три ЛаГГ-3). В его задачу входило не допустить вражеские истребители к основной группе. И, наконец, на самом верху действовала группа свободного маневра под командованием Калараша (три истребителя). Летчики этой группы должны были следить за появлением немецких истребителей-«охотников» и, используя преимущество в высоте, внезапными атаками уничтожить их, обеспечивая свободный полет штурмовиков и истребителей нижних ярусов прикрытия. Этот боевой порядок должен был обеспечить безопасность штурмовиков. Истребители верхних ярусов не теряли высоты и скорости, сохраняли свободу маневра, что позволяло успешно отражать атаки «мессершмиттов».

Вылетели утром, в 8 часов 40 минут. Четверка «илов» шла на высоте 1500—2000 метров, выше летели истребители прикрытия. Уже в самом начале полета произошли события, которые полностью перечеркнули так тщательно составленный план действий. Оказалось, что своего места в боевом строю не заняла группа истребителей среднего яруса прикрытия. Командовавший ею лейтенант М.В.Вершинин при взлете потерял ориентировку и, не зная района действий, не сумел пристроиться к основной группе, не доходя 30 километров до Гойтха, развернулся и со своим звеном пошел назад.

В 9 часов 10 минут, когда штурмовики, выйдя в район цели, делали уже боевой заход, откуда-то неожиданно выскочили четыре немецких истребителя. Пара Ме-109 атаковала истребители непосредственного прикрытия, а два Ме-110 устремились к «илам». Бычков и его ведомые, надеявшиеся на звено Вершинина, оказались застигнутыми врасплох, в результате были сбиты старший лейтенант П.Б.Долбнин и сержант П.Д.Малышев, получил повреждения ЛаГГ-3 капитана Бычкова. Ст. лейтенант П.С.Попов контратаковал пару Ме-110. Ему удалось сбить один «сто десятый» и второй подбить. В течение 15 минут он вместе с Бычковым вел бой с парой Ме-109, оттягивая противника к побережью. В районе Тихоновки, недалеко от Лазаревского, советская зенитная артиллерия обстреляла сражавшиеся самолеты. При этом зенитным снарядом было оторвано крыло самолета Попова. Летчику удалось воспользоваться парашютом, а подбитый ЛаГГ-3 рухнул в море. Бычков, на самолете которого были пробиты бензобак и водяной радиатор, сел на вынужденную на лазаревском аэродроме. Всего в этом воздушном бою советские летчики потеряли три истребителя и еще один оказался надолго выведен из строя. Погиб ст. лейтенант П.Б.Долбнин.

 

Следующий боевой вылет 269 иап в этот день возглавил командир полка майор М.И.Третьяков. В 13 часов восемь ведомых им «лаггов» вылетели на сопровождение бомбардировщиков. Пятерка «Бостонов» 63 бап (132 бад) получила задание нанести удар по позициям немецких войск в районе села Шаумян. Над хребтом Мезецу четыре Ме-109, разделившись попарно, попытались атаковать бомбардировщики, но были встречены советскими истребителями. Майор Третьяков с первой же атаки подбил один из «мессершмиттов». Получив отпор, немецкие истребители вышли из боя и ушли в сторону своей территории. Советские самолеты потерь в этом вылете не имели, и, после успешного выполнения боевого задания, благополучно вернулись на свои аэродромы.

 

Третий групповой вылет 269 иап состоялся в 14 часов 45 минут. Девять «лаггов» сопровождали четверку «илов» в район Сарай-Горы. После штурмовки, при отходе от цели, наша группа столкнулась с двумя немецкими самолетами-разведчиками ФВ-189. Истребители прикрытия обстреляли врага, подбив одну «раму». Немцы ушли от огня «лаггов» вниз, оказавшись в котловине между двумя грядами гор. Советские истребители продолжали висеть над ними и «Фокке-Вульфы» вынуждены были идти вдоль ущелья, что лишало их свободы маневра. Тем временем, два штурмовика стремительно зашли в хвост немецких машин и дали залп из «эресов», а затем открыли огонь из всех огневых точек. Капитан И.П.Кузьменко буквально вогнал в склон горы один ФВ-189, другой сбил лейтенант М.Халиков. Советские летчики без потерь вернулись на свой аэродром.

 

Источники информации:

1. Феоктистов С.И. В небе Туапсе. — Туапсе, 1995.

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.