29.10.42 г. Боевые действия 236 иад

29.10.1942 г. на туапсинском направлении, где действовала 236 иад, было отмечено 284 самолето-пролетов немецкой авиации. Сравнительно небольшой район был буквально забит самолетами, и воздушные бои следовали один за другим.

 

Первый воздушный бой произошел в 9 часов 30 минут, когда два ЛаГГ-3 246 иап, вылетевшие с лазаревского аэродрома на прикрытие войск 18-й армии генерал-майора А.А.Гречко, вступили в схватку с парой немецких истребителей Ме-109 над горой Семашхо. Первый в этот день бой закончился безрезультатно, если не считать пробитого крыла на «лагге» сержанта К.К.Позднякова. Через 15 минут патрулирования в этом же районе четверка 518 иап (два ЛаГГ-3 и два Як-1) заметила идущие в направлении станции Индюк немецкие самолеты: два Ме-110 и два Ме-109. Советские «ястребки» стремительно атаковали врага. После первой же атаки «сто десятые», бесприцелько сбросив бомбы, развернулись и поспешно ушли на свою территорию. Пара «лаггов» атаковала «сто девятых» и старший сержант Б.В.Наумов открыл в этот день боевой счет дивизии, поразив вражеский самолет. Войска 18-й армии медленно, но продвигались вперед. С воздуха их наступление поддерживали штурмовики 236 иад. В течение дня шестерка «илов» трижды штурмовала вражеские позиции, расположенные в долине Пшиш. Было рассеяно до роты пехоты, уничтожено или повреждено 10 повозок, подавлена одна зенитно-пулеметная точка.

Первые два раза «илы» на штурмовку водил штурман 502 шап ст. лейтенант И.А.Тимохович, Во время второго вылета на штурмовку в район Гойтх — (высота 977), его группу сопровождали истребители 246 иап (шесть ЛаГГ-3) и 518 иап (два «лагга» и четыре «яка»). В 13 часов 10 минут над лазаревским аэродромом группа прикрытия встретила штурмовики. Свой боевой порядок истребители построили в три яруса. Выше всех находились майор Д.Л.Калараш и капитан С.С.Щиров, уже не в первый раз действовавшие в одной паре. Через 20 минут вышли к линии фронта. В районе цели Калараш и Щиров заметили немецкий самолет-разведчик ФВ-189. Сманеврировав, летчики зашли в хвост «раме», но в этот момент из облаков им навстречу выскочила пара Ме-109. Очередь немецкого истребителя прошила машину Калараша. Як-7Б загорелся, оставалось только прыгать. Во время прыжка Дмитрий Калараш получил сильный ушиб. Летчик погиб.

Сбив Калараша, немецкие «охотники» атаковали основную группу. В лобовой атаке сошлись Ме-109 и ЛаГГ-3 лейтенанта Е.А.Гуляева. Огненная трасса «лагга» прошила «мессершмитт» и тот с резким снижением пошел вниз. Был подбит и истребитель Гуляева. Летчик пытался дотянуться до своего аэродрома, но при заходе на посадку поврежденный мотор заклинило. Потеряв скорость и не имея высоты для планирования, самолет рухнул в лощину в 400 метрах от северо-западной окраины летного поля. Лейтенанту еще повезло: отделался вывихом правого плечевого сустава.

 

Во второй половине дня произошло еще несколько воздушных боев, один из которых стал самым крупным и напряженным за все время боевых действий 236 иад на туапсинском направлении.

В 16 часов 10 минут для нанесения штурмового удара по войскам противника в районе хутора Перевальный с адлерского аэродрома взлетели шесть «илов» 502 шап. В этот раз их вел мл. лейтенант Н.И.Назаров. Следом за ними взлетели истребители прикрытия — девять ЛаГГ-3 269 иап, ведомые капитаном В.М.Турыгиным. При необходимости они могли быть усилены с лазаревского аэродрома находящимся в готовности номер один дежурным звеном 518 иап.

Штурмовики шли парами на высоте 1400-1500 метров. На одной высоте с ними попарно слева и сзади летели истребители группы непосредственного, прикрытия во главе с капитаном Турыгиным. С превышением в 400-500 метров над основной группой шла тройка «лаггов» мл. лейтенанта Е.Ф.Руденко, а еще на 500-700 метров выше — два ЛаГГ-3, пилотируемых лейтенантом М.И.Поджары и Г.В.Бессоновым (группа свободного маневра).

Радиосвязь между группами и землей была установлена сразу же после взлета. С земли сообщили, что в районе Сочи замечена пара немецких истребителей — «охотников». На подлете к Лазаревскому два Ме-109 попытались приблизиться к основной группе, но после атаки сержантом В.Н.Молчановым скрылись в облака. Они, по-видимому, предупредили своих по радио, так как когда советские самолеты перевалили через горы и вышли в заданный район, их там встретили четыре истребителя Ме-109. Имея преимущество в высоте, вражеские самолеты зашли в атаку на звено Руденко, но советские летчики ускользнули из-под удара и, в свою очередь, контратаковали врага.

Пока истребители среднего яруса прикрытия сражались с противником, штурмовики, снизившись до 600-500 метров, с дистанции 1500-1000 метров выпустили «эресы» и уже на высоте 350-250 метров, выходя из пикирования, сбросили бомбы, одновременно обстреливая вражеские позиции из пушек и пулеметов. В момент штурмовки к линии фронта подошла большая группа немецких самолетов: тринадцать Ю-87, восемь Ме-110 и несколько прикрывающих их истребителей Ме-109. Руденко и его ведомые, прекратив бой с Ме-109, устремились в лобовую атаку на заходящие для бомбометания «юнкерсы». После первой же атаки, в которой было сбито два Ю-87, боевой порядок бомбардировщиков противника рассыпался на одиночные самолеты, которые атаковывались советскими летчиками на разных высотах, вплоть до бреющего полета. Только нескольким «юнкерсам» удалось прорваться к советским войскам, но бомбили они в спешке неприцельно. В течение нескольких минут было сбито шесть Ю-87. Остальные, развернувшись, ушли на север. Ме-110 попытались, в свою очередь, атаковать советские штурмовики. Молчанов, заметив, что в хвост одному из «илов» заходит Ме-110, сблизился с вражеским самолетом и с дистанции 200-250 метров сбил его.

В разгар воздушного боя к противнику подошло еще девять вызванных по радио с майкопского аэродрома истребителей Ме-109. Воздушный бой принял характер беспорядочной свалки. Каждый летчик действовал самостоятельно. Один из Ме-109 зашел в хвост «лагга» ст. сержанта В.М.Воронцова. На выручку ведомому немедленно бросился Турыгин, атаковав врага с задней полусферы. Немецкий истребитель попытался переворотом уйти вниз, но капитан, продолжая преследование, сблизился с ним и с дистанции 200 метров вновь открыл огонь. «Мессершмитт» был подбит, но в этот момент на Турыгина в атаку устремились сразу четыре Ме-109. Сделав переворот, он сблизился с другим ЛаГГ-3 и уже в паре с ним продолжал бой.

Пока «лагги» сражались с немецкими самолетами, группа Назарова завершила штурмовку и взяла курс на свой аэродром. Следом за «илами», прикрывая их, пошел Турыгин со своими ведомыми. Остальные, действуя отдельными парами, продолжали вести воздушный бой. Взаимно прикрывая друг друга и отражая пикирующие на них со всех сторон немецкие истребители, они постепенно увлекали противника в сторону побережья. Нарушив порядок, летчики совершили ошибку. Противник, который и так имел численное превосходство (восемнадцать Ме-109 против девяти ЛаГГ-3) теперь мог атаковать группу по частям. На каждый ЛаГГ-3 нападало одновременно до четырех немецких истребителей. Выбросился из горящего самолета на парашюте над Анастасиевкой Молчанов, с трудом посадил на склон высоты 1036,9 свою подбитую машину Руденко. На Бессонова и Поджары навалились девять Ме-109 — целая авиаэскадрилья! Лишь блестящее владение техникой пилотирования спасло летчиков. Особенно тяжело пришлось молодым пилотам, не имевшим ни соответствующих летных навыков, ни опыта ведения группового воздушного боя. Истребители противника продолжали преследование и над морем. Четверка Турыгина снизилась до бреющего полета. Это была вторая ошибка. «Мессершмитты», имевшие преимущество в высоте, а следовательно, в скорости и маневренности, получили свободу действий. Три ЛаГГ-3 были сбиты.

Командование дивизии, получив по рации сообщение о начавшемся воздушном бое, немедленно подняло в воздух дежурное звено 518 иап — два ЛаГГ-3 и два Як-1. В 16 часов 50 минут на высоте 1500 метров пару лейтенанта С.М.Колесникова внезапно из-за облаков атаковали два Ме-109. Зашедший в хвост самолету младшего лейтенанта С.С.Кемарского немецкий «охотник» открыл огонь. Горящий ЛаГГ-3 рухнул в море недалеко от Чемитоквадже. Колесников, потеряв ведомого, сразу же ушел на посадку. Вторая пара продолжала полет, но из-за облачности обнаружить группу Турыгина не смогла и в воздушном бою участия не принимала.

В этом бою участвовало 15 советских и 39 немецких самолетов. Длился он 20-25 минут и, несмотря на численное превосходство противника, закончился в общем-то в пользу советской авиации. Штурмовики успешно выполнили поставленную боевую задачу, а удар немецких бомбардировщиков был сорван. Советские истребители записали на свой боевой счет 11 побед. Три вражеских самолета (один Ме-110 и два Ю-87) сбил мл. лейтенант Е.Ф.Руденко, один Ме-110 — сержант В.Н.Молчанов, по одному Ме-109 — лейтенант М.И.Поджары и сержант Н.П.Ворганов.

Отличился и вылетевший вместе с группой Турыгина летчик 246 иап сержант И.И.Алексеевs. В 16 часов 35 минут в шести—семи километрах от Лазаревского он схватился на высоте 1500 метров с двумя Ме-109. От меткой очереди Алексеева один из «мессершмиттов» задымил и, пройдя немного вдоль берега, рухнул в море на траверзе поселка Вишневка. Еще четыре бомбардировщика Ю-87 были сбиты в групповом воздушном бою. Так как установить персонально кто их сбил было невозможно, их записали на всю группу летчиков-истребителей.

Достаточно велики были и потери советской стороны. Не вернулось шесть самолетов, один получил значительное повреждение. Погибли три летчика: старшина А.Н.Ганженко и сержанты В.Ф.Борисов и Н.П.Ворганов. Потери могли быть и меньше, если бы не ошибки, допущенные на заключительном этапе ведения боя. Все наши самолеты были сбиты в оборонительном бою, при отходе.

 

Всего 29 октября было проведено семь воздушных боев, в которых летчики 236 иад сбили или серьезно повредили 13 немецких самолетов (пять Ме-109, два Ме-110, шесть Ю-87). Свои потери: девять самолетов (Ил-2, Як-7Б, семь ЛаГГ-3) сбито и еще два получили серьезные повреждения. Пять летчиков погибли и трое получили ранения.

 

Источники информации:

1. Феоктистов С.И. В небе Туапсе. — Туапсе, 1995.

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.