18.10.41 г. Воздушный бой

18.10.1941 г. звено 42 дбап (133 ад) под командованием ст. лейтенанта Г.В.Глыбина с ведомыми летчиками С.М.Лифановым и И.И.Родиным получило приказ нанести бомбовый удар по скоплениям войск противника у моста через Волгу.

Бомбометание выполнили с ходу, неожиданно для противника. С земли по бомбардировщикам огонь открыли только тогда, когда звено было уже на боевом курсе и до сбрасывания бомб осталось несколько секунд. Ни один наш самолет не пострадал при обстреле зенитной артиллерией и пулеметами. Но как только бомбардировщики вышли из зоны огня, они тут же были перехвачены восьмеркой истребителей.

Немцы атаковали парами, и пулеметы воздушных стрелков работали почти беспрерывно. Но силы были неравными. Вначале загорелся самолет Лифанова, а после следующей атаки вспыхнула и машина молодого летчика Родина. Лифанов и Родин в этой сложной ситуации приняли одинаковое решение - маневрированием самолета сбить пламя и одновременно, с максимально возможным углом планирования, снижаться, а после перейти на бреющий полет.

Оба ведомых покинули самолет ведущего и повели полет самостоятельно. За каждым гналась пара истребителей противника.

Экипаж командира звена Глыбина продолжал вести воздушный бой с четверкой истребителей. Беспрерывно отстреливаясь, он с максимальным углом снижения приближался к земле.

Пулемет стрелка-радиста старшины Болдина умолк. Прямым попаданием снаряда был перебит кожух газовой камеры пулемета, сам Болдин - легко ранен. Основная огневая точка обороны бомбардировщика вышла из строя. Не раздумывая, Болдин принял решение - нижний пулемет установить на турель вместо вышедшего из строя. Для этого потребовалось время, в стрельбе образовалась пауза. Истребители увидели, что экипаж не ведет огня, и, считая, что оба стрелка убиты, решили докончить дело - в упор расстрелять бомбардировщик.

Пулемет был готов к бою, когда пара истребителей, сближаясь, подошла к бомбардировщику на 70-80 метров, Раздалась очередь ШКАСа, и ближний "Мессершмитт" вспыхнул. Второй резко сманеврировал вправо вверх и скрылся из виду.

Мужественный экипаж Глыбина вышел из боя победителем.

Летчикам ведомых самолетов С.М.Лифанову и И.И.Родину (штурман М.И.Страхов, стрелок-радист Н.Е.Миронов, воздушный стрелок И.Д.Сульженко), несмотря на исключительно сложную обстановку, удалось не только локализовать пожар в самолете, но и под огнем истребителя противника снизиться до высоты бреющего полета. В неравном воздушном бою геройски погибли стрелки из экипажа Лифанова сержанты И.Л.Иваненко и Г.А.Барсуков. Летчики полка поклялись отомстить врагу за смерть боевых товарищей.

***

Примечание.

По данным Ушакова /1/ можно сделать вывод, что из состава экипажей Лифанова и Родина погибли лишь Иваненко и Барсуков. Но согласно документам, обнаруженным в базе данных ОБД Мемориал, оба экипажа числятся погибшими (либо пропавшими без вести).

 

Источники информации:

1. Ушаков С.Ф. Во имя победы: Очерки. — М.: ДОСААФ, 1987.

2. Мемориал

3. ЦАМО, ф. 58, оп. 818883, д. 1655, л. 16, 17.

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.