21.03.42 г. Катастрофа самолета Пе-8

В марте 1942 г. майор М.М.Угрюмов из 746 апдд и часть его экипажа были направлены в Казань на авиазавод № 22 (124) для получения из ремонта своего самолета Пе-8 (заводской № 42055), на котором экипаж участвовал в рейде на Берлин 10.08.41 г.

21.03.42 г. было решено провести днем трехчасовой полет по проверке техники пилотирования ст. лейтенанта А.Х.Ковалева и испытать авиамоторы М-30 на надежность, на минимальные расходы топлива на высоте и др. Командиром корабля был назначен ст. лейтенант А.Х.Ковалев, а вторым летчиком – майор М.М.Угрюмов. Экипаж был в уменьшенном составе (8 человек).

Бомбардировщик с полетным весом 28 т взлетел в 13:15. В донесении было написано, что по радиограммам с борта самолета при наборе высоты до 8000 м все было нормально, затем была получена радиограмма «Течь водяного радиатора № 4», после нее поступило сообщение «Выключился мотор». В последней радиограмме, полученной в 14:40, майор Угрюмов сообщил «Иду на посадку Казань, связь кончаю».

В акте об авиакатастрофе сказано, что при уходе на второй круг «самолет стал медленно набирать высоту, идя с левым креном и скольжением влево, затем крен был убран, и бомбардировщик стало сносить вправо. На высоте около 200 м самолет резко развернуло вправо на 90 градусов без всякого крена, он потерял скорость, пошел на нос и, сделав полвитка правого штопора, врезался в землю с работающими двигателями. При ударе о землю произошел взрыв».

Аварийная комиссия, созданная после катастрофы, дала заключение, что катастрофа произошла из-за ошибки летчика «в технике пилотирования при уходе на второй круг с неработающим правым мотором и выпущенными щитками».

Экипаж похоронили в Кировском районе Казани, на кладбище № 1 (Окольном). На месте захоронения стоит мраморный обелиск. Вместе с М.М.Угрюмовым и А.Х.Ковалевым погибли штурман капитан П.С.Хуртак, борттехник воентехник 1 ранга М.В.Кудрявцев, помощник борттехника ст. техник-лейтенант П.Г.Сычков, стрелок-радист ст. сержант Н.Л.Андриянов, воздушный стрелок ст. сержант И.С.Ключарев и инженер-испытатель, военный инженер 1 ранга Сергей Николаевич Жилин (бывший директор 82-го авиазавода, который в августе 1941 г. был эвакуирован из Москвы в Казань, где на территории моторостроительного завода № 16 серийно выпускал дизельные авиадвигатели М-30).

 

Источники информации:

1. Юрий Пономарев. Служили в одном полку два летчика Михаил и Алексей Угрюмовы.

2. Прокофьев И.Г. Всех назовем поименно. - 2-е изд., перераб. и доп. - Казань: «Отечество», 2018. - 316 с.

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

Поделиться страницей:  

Помощь проекту


 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.