08.06.43 г. Отражение налета бомбардировщиков

 

Согласно Журналу боевых действий 33 иап:

 

08.06.43 г. в 16:28 на отражение налета противника на Волхов с аэродрома Плеханово вылетели 6 Як-7б из 33 иап (106 иад ПВО). Ведущий майор Яхнов, ведомые капитан Белов, ст. лейтенант Тимофеев, мл. лейтенант Назаров, ст. сержант Хрусталев и мл. лейтенант Баклажко.

В 17:05 на высоте 4-3500 м майор Яхнов вступил в бой с парой ФВ-190. Зайдя одному ФВ-190 в хвост сзади сверху под углом 15-20° с дистанции 40-50 м, произвел первую атаку, после которой истребитель противника заштопорил и ушел к земле в районе Синявинские болота.

В 17:14 майор Яхнов произвел одну атаку по Хе-111 снизу сзади под углом 20° с дистанции 150 м, высота 4500 м. Противодействием четырех ФВ-190 производить повторных атак по бомбардировщикам не мог.

Ст. лейтенант Тимофеев на высоте 6200 заметил в районе Синявинские болота группу истребителей противника ФВ-190 и Ме-109 в количестве 8 штук.

В 17:15 по одному ФВ-190 спереди сбоку под углом 30-35° с дистанции 100-150 м произвел одну атаку длинной очередью из БС и пушки. Истребитель противника с углом пикирования 30-40° скрылся в облачность. После этого Тимофеев стал в вираж и начал оттягивать истребителей противника в район аэродрома. Ведя бой с истребителями противника на высоте 4000 м, заметил выше себя группу бомбардировщиков.

В 17: 22 снизу с кабрирования с дистанции 400-350 м произвел атаку по бомбардировщикам противника. В этот момент два ФВ-190 зашли в хвост ст. лейтенанту Тимофееву, с которым завязался бой. К этому времени подошли 1 ЛаГГ-3 и 1 Як-7б. Тимофеев в 17:27 на высоте 4000 м сверху сзади под углом 25° с дистанции 100 м длинной очередью атаковал ФВ-190, который с большим углом ушел к земле (район юго-зап. Волхова 17-20 км.)

Капитан Белов на высоте 6000 м южнее ж.д. ст. Жихарево заметил 2 ФВ-190, идущих с курсом 180°. В 17:11 подойдя незамеченным в хвост ведомому ФВ-190 сзади сверху под углом 25-30° с дистанции 75 м произвел одну атаку длинной очередью из БС и пушки. В этот момент заметил справа трассы, дал левую ногу, услышал удары по бронеспинке. После этого начало бить масло. Капитан Белов скольжением на крыло ушел в облачность, имитируя, что он сбит. Белов имеет легкое ранение в области лица мелкими осколками. В 17:21 благополучно произвел посадку на аэродроме Плеханово.

В 17:05 ст. сержант Хрусталев на высоте 4200 м заметил одного подбитого Хе-111, идущего курсом 220°. Произвел одну атаку сзади сбоку под углом 25° с дистанции 200 м из БС и пушки. В момент атаки заметил трассы, которые проходили справа и слева его самолета. Хрусталев был вынужден прекратить преследование бомбардировщика и вступить в бой с ФВ-190.

Мл. лейтенант Назаров несколько раз вступал в бой с истребителями противника. Стрельб не производил (на первый раз мало чего понял).

Мл. лейтенант Баклажко отстал от своего ведомого, пристроился к 4 Як-7б и с ними летал 1 час 17 мин.

В 17:20 на высоте 4500 м мл. лейтенант Баклажко южнее Волхова 25 км сзади сбоку под углом 25° произвел одну атаку по ФВ-190 тремя короткими очередями - безрезультатно.

 

Согласно Журналу боевых действий 147 гиап:

 

08.06.43 г. в период 16:60 - 17:12 при отражении массированного налета на объекты г. Волхов произведен воздушный бой лётным составом 630 иап и группой из 33 иап, находившейся в оперативном подчинении командира 630 иап.

По данным "Редут", полученным в 16:28, с аэродрома Плеханово вылетела группа 5 Як-7б, ведущий майор Яхнов, ведомые - Белов, Тимофеев, Назаров, Хрусталев.

В 16:35 вылетела вторая группа 6 Ла-5. Ведущий капитан Цыбулькин, ведомые - Петраев, Петровичев, Андронов, Бирюк, Шестов.

В 16:40 вылетела третья группа 3 Ла-5 и 2 Як-7б, ведущий майор Шапочка, ведомые - Комаров, Григорьев (441 иап), Модестов (253 иап), Баклажко (33 иап).

Противник четырьмя группами: 1) 24 Хе-111, 2) 34 Ю-88, 3) 12 Хе-111, 4) 12 До-217, под прикрытием истребителей 24 ФВ-190 и 8 Ме-109, в период 16:57 - 17:12 произвел звездный налет на объекты г. Волхов, имея основной задачей разрушение ж.д. мостов.

Наши истребители над г. Волхов приняли боевой порядок: прикрывающая группа на высоте 6000 м 5 Як-7б Яхнова, ударная группа на высоте 5500 м 6 Ла-5 Цыбулькина, и вторая ударная группа на высоте 5000 м майора Шапочки 3 Ла-5 и 2 Як-7б. При получении данных о подходе противника с юго-запада наши истребители были наведены по радио с КП полка на первую группу на удалении от объекта 15 км. Бомбардировщики противника шли на высоте 4500 м, истребители прикрывали их непосредственным сопровождением и держались на 300-500 м выше бомбардировщиков.

Первую атаку две наших группы произвели по группе 24 Хе-111, шедших в колонне звеньев, атака была сверху сбоку спереди под углом 30°. Обе группы атаковали одновременно с одного направления по голове к центру колонны. Группа прикрытия 5 Як-7б вступила в бой с ФВ-190. В группе бомбардировщиков боевой порядок был нарушен. Три Хе-111 сбиты. Эта группа беспорядочно сбросила бомбы и развернулась. Наша прикрывающая группа также произвела две атаки по бомбардировщикам уже в ходе боя с истребителями противника. Боевой порядок всех групп наших истребителей был нарушен.

По радио с КП полка было передано о подходе второй группы. Боевой порядок наших истребителей был восстановлен и все три группы атаковали группу 34 Ю-88. Атака, произведенная ударом нашей прикрывающей группы в лоб бомбардировщикам, была удачна. Бомбардировщики смешали свой порядок, разделились на группы по 3-6 самолетов.

В это время с юго-восточного направления подошла группа из 18 Хе-111, которая вышла к объекту и произвела бомбометание. Наши истребители в это время вели бой с разогнанными группами бомбардировщиков и истребителей, всей своей массой напавших на них. На выходе бомбардировщиков после бомбометания, наши истребители встретили их и, одновременно ведя бой с истребителями, атаковали бомбардировщиков.

Последняя группа 12 До-217 бомбометание объекта произвела одиночными самолетами, т.к. была атакована подошедшими истребителями 240 иад. Разрозненных бомбардировщиков наши истребители преследовали до линии фронта, сбив при этом 2 Хе-111, 1 До-217, 6 ФВ-190.

Во время боя на подходе к объекту парой ФВ-190 был сбит самолет Ла-5, летчик мл. лейтенант Модестов выпрыгнул на парашюте.

На обратном полете от линии фронта капитан Цыбулькин, завязав бой с парой ФВ-190, был сбит. Летчик вместе с самолетом врезался в землю в районе Черенцово.

В результате воздушного боя сбито 5 Хе-111, 1 До-217, 6 ФВ-190. В этом числе капитан Комаров сбил 1 ФВ-190, мл. лейтенант Бирюк 1 Хе-111 и 1 До-217, мл. лейтенант Андронов 1 Хе-111 и 1 ФВ-190, мл. лейтенант Шестов 1 Хе-111, майор Яхнов 1 ФВ-190, ст. лейтенант Тимофеев 1 ФВ-190, мл. лейтенант Модестов 1 ФВ-190, мл. лейтенант Петраев с лейтенантом Петровичевым сбили 1 Хе-111 и 1 ФВ-190, капитан Цыбулькин 1 Хе-111.

Свои потери: сбит капитан Цыбулькин на самолете Ла-5. Самолет разбит на 100%, летчик погиб. Сбит Ла-5 мл. лейтенанта Модестова, самолет разбит на 100%, летчик выпрыгнул на парашюте, имеет воспаление глаз и легкие ушибы. Самолет Як-7б Яхнова и самолет Хрусталева имеют незначительные повреждения от пулеметно-пушечного огня. Летчики невредимы.

 

Согласно Журналу боевых действий 145 гиап:

 

Мл. лейтенант Модестов на самолете Ла-5 вылетел в составе 3 истребителей (ведущий майор Шапочка) на отражение бомбардировочного налета 12 Хе-111 с прикрытием 1- ФВ-190 на высоте 6500 м, курс 315° на г. Волхов.

Набрав высоту 6500 м истребители пошли в лобовую атаку, чем нарушили строй Хе-111, подходивших к г. Волхов. ЗА, ведя огонь, расстроила атаку истребителей. Модестов, оставшись один, заметил Хе-111, оторвавшегося от строя и уходившего со снижением на свою территорию. С дистанции 50-30 м, Модестов произвел две атаки, после чего Хе-111 стал разрушаться и перешел в беспорядочное падение. Находясь на высоте 6000 м, сверху слева и сзади стал пристраиваться истребитель, которого он сначала принял за Ла-5, но когда истребитель стал фронтом справа на дистанции 150-200 м, опознал ФВ-190. Модестов взял превышение над ФВ-190 и произвел атаку с дистанции 20-30 м. Огонь вел длинными очередями. В результате атаки ФВ-190 перешел в беспорядочное падение.

Осмотревшись, Модестов увидел сзади на дистанции 300 м два ФВ-190, слева выше еще 2 ФВ-190 и справа выше еще 4 ФВ-190. Модестов перешел в беспорядочное пикирование. Преследуя и ведя огонь по самолету Модестова, ФВ-190 перебил управление. ФВ-190 подошли на дистанцию 30-40 м и на высоте 2000 м разбили самолет Модестова. Летчик выпрыгнул на парашюте и приземлился в лесу 10 км западнее г. Волхов.

 

Источники информации:

1. ЦАМО, ф. 20157, оп. 1, д. 3. Журнал боевых действий 33 иап 106 иад с 15.05.38 по 31.12.44 гг.

2. ЦАМО, ф. 20157, оп. 1, д. 7. Журнал боевых действий 147 гв. иап 106 ад ПВО с 17.11.1941 по 01.01.1945 г.

3. ЦАМО, ф. 22339, оп. 698517, д. 1. Журнал боевых действий 145 гв. иап 106 иад ПВО с 22.06.1941 по 12.10.1944 г.

4. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 18790717

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.