21.06.44 г. Перехваты разведчиков Ю-88

21.06.44 г. в 00:15 с аэродрома Чупрово на самолете Киттихаук вылетел на патрулирование в район аэродрома Невель - Великие Луки лейтенант Плотников из 33 иап (106 иад ПВО).

Патрулируя над Великими Луками на высоте 4500 м заметил в лучах прожектора самолет противника и а то же время был проинформирован по радио с КП дивизии о нахождении противника. Плотников начал сближение. Подойдя с небольшим принижением, опознал самолет Ю-88. Первую атаку произвел с дистанции 100 м справа под ракурсом 1/4б 2/4 произведя три длинных очереди со всех точек. Самолет противника вошел в правый переворот, Плотников также последовал этому. На высоте 2000 - 2500 м самолет вошел в облачность и Плотников потерял Ю-88.

 

В 6:10 на самолетах Як-7б вылетели лейтенант Смотров в паре с мл. лейтенантом Литвиновым на перехват разведчика Ю-88, идущего по ж.д. Великие Луки - Невель. В районе аэродрома с КП полка экипажи были наведены по радио на самолет противникаю Противник, заметив наших истребителей, развернулся и стал уходить курсом 300°. В районе Пустошка Смотров сблизился до дистанции 500-400 м и под ракурсом 2/4 справа дал короткую очередь. Самолет противника накренился. Летчик произвел вторую атаку с дистанции 250-300 м, ведя огонь короткими очередями по ракурсом 2/4, в результате чего на самолете противника показалась белая струя в левой плоскости, идущая до стабилизатора. В это время подошел еще один самолет Як-7б, беря Ю-88 в клещи. Экипажи, переходя со стороны в сторону, произвели по 3-4 атаки с дистанции 100-150 м под ракурсом 1/4. После этого на Ю-88 с правой плоскости также показалась белая полоса дыма. Самолет Як-7ботвалил и ушел. Лейтенант Смотров, сближаясь до дистанции 100 м под ракурсом 2/4 произвел атаку сверху сбоку сзади, после чего с левой стороны Ю-88 показался клуб черного дыма, затем огонь, а справой стороны повалил сильный дым. Не выходя из змейки на высоте 4000 м самолет противника закачался и с правым замедленным переворотом пошел к земле. Смотров, пикируя за противником до 3000 м, произвел еще одну атаку, ведя огонь со всех точек. На высоте 3000 м Ю-88 вошел с беспорядочным падением в облачность. По докладу Смотрова самолет Ю-88 горящий упал 10-15 км сев.-зап. д. Алеля, д. Верболево и оз. Белое (что 22 км сев.-зап. Пустошка).

Мл. лейтенант Литвинов атак по самолету противника не производил ввиду отсутствия кислорода на самолете.

 

В 7:20 на самолетах Як-7б вылетели мл. лейтенант Полтавец в паре с мл. лейтенантом Бормотовым на патрулирование в район Невель, Новосокольники, Великие Луки. После взлета и набора высоты экипажи по радио были наведены на противника, который курсом 90° летел по ж.д. Пустошка - Великие Луки. В районе Маево на высоте 5500 м экипажи заметили Ю-88 на высоте 7500 м курсом 360°. Над Новосокольниками Ю-88 курс изменил на 90° в направлении на Старую Торопу, где заметил преследующих истребителей, развернулся влево и пошел курсом 270°. В районе Старая Торопа Полтавец и Бормотов, набрав высоту 9300 м, произвели лобовую атаку с кабрирования, т.к. Ю-88 находился выше на 400-500 м, под ракурсом 1/4. Огонь вели короткими очередями со всех точек. После выхода из лобовой атаки эипажи догнали самолет противника над Великими Луками, который летел на высоте 10000 м. Над Великими Луками все самолеты были обстреляны зенитной артиллерией. Осколком снаряда на самолете Бормотова был пробит дутик костыля. Экипажи преследовали противника, который уходил с набором высоты, до района Пустошка где и прекратили пресследование.

 

В 19:15 гв. ст. лейтенант К.И.Иванов в паре с лейтенантом И.Ф.Ивановым на на самолетах Як-7б вылетели на перехват противника, идущего от Новосокольники курсом 180°. При догоне противника, который летел на повышенной скорости на высоте 9500 м, гв. ст. лейтенант К.Иванов отстал от лейтенанта И.Иванова. В районе Городок самолет противника изменил курс и стал уходить за линию фронта с курсом 270°. Лейтенант И.Иванов, пройдя этим же курсом в течении 5 минут на высоте 8500 м прекратил преследование и возвратился в район аэродрома.

Находясь над аэродромом, был проинформирован по радио о полете самолета противника Ю-88 к Новосокольникам с курсом 135°. Заметив противника, лейтенант И.Иванов севернее аэродрома 10-15 км сблизился с последним и произвел атаку с разворота двумя длинными очередями с дистанции 100-80 м. После первой атаки на Ю-88 загорелся правый мотор. Сблизившись при посторной атаке на дистанцию 150-100 м начал вести огонь длинными очередями, направляя трассу на правый мотор. После трех очередей с правого мотора пошел густой дым. Сделав еще две очереди по правому мотору, лейтенант И.Иванов вышел из боя ввиду отказа вооружения. Видя, что высота большая, отказало вооружение, а у самолета противника горит только один мотор, лейтенант И.Иванов принял решение отрубить винтом хвостовое оперение. Идя в дыму и маскируясь им, лейтенант И.Иванов сблизился на дистанцию 15 м и выскочил из дыма под хвост, откуда заметил пламя от правого мотора. В этот момент нижний стрелок дал лчередь и пробил водосистему, вследствие чего кабину заволокло паром. Не видя самолета противника, лейтенант И.Иванов отвалил влево, открыл фонарь и заметил, что Ю-88 продолжал пикировать с горящим мотором. Ввиду неисправности матчасти, преследование прекратил и произвел посадку на свой аэродром. Сбитый самолет упал в 10-15 км юго-зап. Пустошка.

 

Источники информации:

1. ЦАМО, ф. 20157, оп. 1, д. 3. Журнал боевых действий 33 иап 106 иад с 15.05.38 по 31.12.44 гг.

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.