20.07.44 г. Ночной налет бомбардировщиков

В ночь с 19 на 20.07.44 г. немецкая авиация произвела массированный налет на ж.д. узел Великие Луки - Новосокольники. Всего в налете участвовало до 120 самолетов типа Ю-88, Хе-111, До-215, До-217. В налете на Новосокольники участвовало 40 самолетов, на Великие Луки - до 80 самолетов. За 8-10 минут до начала бомбометания одиночные самолеты произвели подвешивание трассы цветными САБ из района Невель - Пустошка по направлению Великие Луки - Новосокольники. Через 4 мин одиночные самолеты До-217 сбросили на объекты мелкие ЗАБ калибра 12,5 кг, тем самым вызвав пожар, что послужило ориентиром для групп, следующих на бомбометание. Эти же самолеты после сбрасывания ЗАМ с высоты 1500 м сбросили САБ и осветили объект. После этого началось бомбометание группами с горизонтального полета. В процессе бомбометания, когда САБы потухали, освещение возобновлялось. Для указания прилетающим самолетам цели, с самолетов, находящихся над целью, сбрасывались рассыпающиеся красные ракеты.

Бомбометание производилось двумя эшелонами от 5 до 9 групп по 3-6 самолетов в группе. Высота бомбометания от 2 до 5000 м. Подход к целям производился с двух направлений: Невель, Великие Луки, Пустошка, Новосокольники. Выход на цель с разных направлений, с временными интервалами между группами 8-9 мин. Уход поодиночно на запад.

 

На отражение налета были подняты экипажи 106 иад ПВО.

 

Из 33 иап:

 

В 0:30 лейтенант Плотников на самолете Киттихаук был поднят на отражение налета бомбардировщиков на объекты Великие Луки - Новосокольники.

а) Находясь в районе Великие Луки на высоте 4000 м, лейтенант Плотников заметил в прожекторах бомбардировщик противника, шедшего курсом на север. При сближении встретился на встречных курсах с одним Ю-88, подойдя на дистанцию 100-150 м слева сзади длинной очередью начал расстреливать Ю-88, который правым разворотом со снижением стал уходить на темную сторону. Плотников, вследствие большой скорости, проскочил противника и утерял его из вида.

б) Патрулируя над объектом, Плотников снова заметил в прожекторах самолет противника. Сблизившись на малую дистанцию сзади слева, атаковал самолет противника длинной очередью изо всех точек. Ю-88 резким снижением с разворотом стал уходить. Преследовал Ю-88 с огнем, произведя несколько очередей, затем Ю-88 вошел в облака, за ним последовал Плотников, но потерял противника из вида.

в) Находясь на высоте 2500 м в 10 км западнее Великих Лук, заметил севернее себя самолет противника. Подвернув самолет влево, произвел атаку длинной очередью. Самолет противника с резким снижением стал уходить в северо-западном направлении. Плотников преследовал противника до земли. Стрелки с Ю-88 вели ответный огонь. Выхватив свой самолет на высоте 150-200 м из пикирования, летчик видел на земле сильное пламя. Ю-88 врезался в землю в 20 км сев.-зап. Новосокольники.

Лейтенант Плотников в 2:14 произвел посадку на свой аэродром.

 

В 0:42 майор Яхнов на самолете Киттихаук был поднят на отражение массированного налета авиации противника. Задание получил в зоне №3, пункт Великие Луки на высоте 4500 м. Яхнов слева от себя заметил самолет противника, который был освещен прожекторами и шел курсом 20° через Великие Луки. Сблизившись с Ю-88 на дистанцию 50 м справа снизу сзади под ракурсом ? произвел атаку, после чего перешел на левую сторону, при этом с правой стороны у Ю-88 появились большие белые струи из правого крыла. После этого Яхнов произвел еще одну атаку справа сбоку сзади с дистанции 50 м, при этом дым и белые струи усилились и оставили след сзади 20-30 м. В этот момент Ю-88 вошел в облачность, где Яхнов его потерял. Поиск под облачностью ни к чему не привел, и Яхнов вернулся в свою зону, где продолжал патрулирование. В 2:31 произвел посадку на свой аэродром.

Самолет противника упал близ дер. Маковейцево, 18-20 км сев. Пустошка.

 

В 0:20 лейтенант И.Ф.Иванов на самолете Киттихаук был поднят на отражение массированного налета авиации противника на объекты Новосокольники - Великие Луки.

а) Патрулируя на высоте 3500 - 4000 м южнее Новосокольники, заметил освещенный прожекторами бомбардировщик противника, идущий курсом 100-110° ниже истребителя на 600-800 м. После сближения Иванов начал атаки. Первую произвел с дистанции 70-50 м с кабрирования под ракурсом 2/4. После первой атаки вышел выше самолета противника с левой стороны. Бомбардировщик все еще освещался 5-6 лучами прожекторов. Имея большой запас скорости, сзади Ю-88 развернулся и перешел на правую сторону, откуда произвел еще две длинных очереди сзади с кабрирования под ракурсом 2/4. Затем сделал правый отворот для следующего захода, но прожекторы прекратили освещение противника и Иванов потерял его из вида. Сбитый самолет упал в районе д. Нянино (12 км южнее Великих Лук).

б) Возвратившись на южную сторону города Новосокольники и идя курсом на юг, Иванов на встречном курсе выше справа заметил самолет противника (тип не опознал). Развернувшись вправо на 180°, начал сближение, идя с правой стороны, откуда произвел атаку с дистанции 50-40 м. После чего отвлек свое внимание на освещенный прожектором самолет противника, идущий на юг выше истребителя. Продолжая преследование неосвещенного самолета, Иванов, после первой очереди его утерял.

в) Не теряя времени пошел на сближение с освещенным самолетом. На дистанции 150-100 м заметил, что прожектора начинают бросать самолет противника. Пройдя еще некоторое время, увидел, что самолет держит только один прожектор. Тогда Иванов дал длинную очередь слева снизу под ракурсом 1/4 с дистанции 100-80 м, после чего освещение прекратилось. Иванов дал еще одну рассеивающуюся очередь в то место, где был самолет. После этого преследование прекратил.

г) Патрулируя на южной части г. Новосокольники и идя курсом на юг, Иванов выше себя заметил Хе-111, идущий курсом 130-140°. Пройдя на южную сторону и оказавшись с правой стороны от Хе-111, начал сближение и с дистанции 50-30 м дал длинную очередь под ракурсом 2/4 с кабрирования. Отвалив вправо после первой атаки, Хе-111 не нашел.

д) Продолжая патрулирование в районе между Новосокольники и Великие Луки, Иванов заметил, что прожекторы освещают самолет противника, идущий курсом 320-330° севернее Великих Лук. Производя сближение заметил, что справа на самолете противника трасса со стороны другого истребителя. Сблизившись до дистанции 100-50 м, Иванов дал вторую очередь снизу под ракурсом 2/4. После этого преследование прекратил, т.к. освещение прекратилось.

 

Из 147 гиап:

 

В 0:25 на отражение налета на самолете Киттихаук вылетел гв. ст. лейтенант Николаев. Патрулируя в районе Великие Луки зона №5 на высоте 3000 м на границе СПП между Сидоровщиной и Великими Луками заметил три Хе-111, шедших курсом 300° на высоте 3200 м. Николаев пошел на сближение. В это время Хейнкели были атакованы самолетом Як-7б. Один Хе-111 резко отвернул в сторону, пошел курсом 240-230°, в результате чего сблизился с Николаевым на дистанцию 150-100 м. Николаев подошел к нему незамеченным почти вплотную и атаковал справа снизу с кабрирования под углом 10-15°. Хе-111 перешел в крутое пикирование и врезался в землю в районе Новосокольники, о чем Николаев передал по радио в 1:15. Атакуя противника, Николаев снизился до 1000 м, убедился в его падении, после чего набрал высоту и возобновил поиск самолетов противника в районе Новосокольники, В. Луки, Сидоровщина.

 

Вылетев на отражение налета на самолете Киттихаук, гв. лейтенант Липатов, находясь в зоне №5 на высоте 3200 м, заметил над Великими Луками освещенный прожекторами самолет типа До-215 на высоте 3500 м на дистанции 5 км. Липатов пошел на сближение и, сблизившись с противником в районе н.п. Гришино (между В. Луками и Сидоровщиной), незаметно подошел к нему на дистанцию 50-60 м. Атаковал его сзади снизу под углом 15-20°, открыв огонь из всех пулеметов. Противник с первого залпа загорелся и взорвался в воздухе. Липатов сообщил об этом в 0:55 и продолжил поиск противника. В районе 4-5 км севернее В. Лук заметил самолет До-217 на высоте 3200 м на дистанции 2-3 км, преследуемый одним самолетом Киттихаук. Это был гв. ст. лейтенант Николаев. Оба Киттихаука подошли к До-217 одновременно и атаковали его сзади с обоих сторон с дистанции 70-80 м с кабрирования под углом 10-20°. В результате атаки До-217 загорелся и упал на землю в районе севернее Великие Луки. О сбитии самолета оба летчика доложили по радио в 1:35.

 

Вылетев в 0:30 на самолете Киттихаук гв. лейтенант <06.04.2022>Бирюк, находясь на высоте 3300 м в районе Великие Луки, заметил выше на 500 м слева от себя самолет противника типа До-215, шедший курсом 315°, на дистанции 70-50 м сзади слева и атаковал его с кабрирования под углом 15°. Правый мотор До-215 загорелся и, маневрируя, стал резко снижаться. Бирюк вторично атаковал его с дистанции 50 м сверху слева сзади. После второй атаки До-215 загорелся и с крутым пикированием, объятый пламенем, врезался в землю ориентировочно в районе сев.-вост. Великие Луки. Снизившись до высоты 1000 м, Бирюк ясно видел, как самолет противника, ударившись о землю, взорвался, о чем передал по радио на КП полка в 1:05.

Убедившись в падении противника, Бирюк набрал высоту до 3000 м над зоной №5 и вскоре заметил на высоте 4000-4200 м самолет Хе-111, шедший курсом 290маневрируя, хорошо видимый на фоне света САБ. Бирюк пошел на сближение и, нагнав противника в районе Пустошка, на высоте 480 м в 1:25 атаковал его с дистанции 150-200 м снизу сзади. Хе-111, ведя ответный огонь, пытался уйти, маневрируя. Бирюк вторично атаковал противника строго в хвост с дистанции 100-70 м. Оба мотора Хе-111 задымились и он стал резко терять высоту. Преследуя противника, Бирюк снизился до высоты 1800 м и в районе Идрица во второй раз атаковал его. Хе-111 загорелся и через 1-1,5 мин горящим упал в районе Идрица, о чем Бирюк доложил по радио на КП полка в 1:35, после чего произвел посадку на аэродром.

 

Вылетев в 0:25 на самолете Як-9, гв. капитан Иващенко, патрулируя в районе Новосокольники - Великие Луки на высоте 1500 м в СПП южнее Великих Лук заметил два Ю-88 на высоте 1600-1800 м, шедших курсом 360°. Иващенко атаковал одного Ю-88 снизу сбоку с кабрирования под углом 10-20°. В результате атаки левый мотор Ю-88 задымился и загорелся. Противник пошел сл снижением, непрерывно меняя курс. Иващенко преследовал его и произвел еще одну атаку с дистанции 40-50 м, после которой Ю-88 загорелся и упал в районе Новосокольники. О сбитии самолета Иващенко передал по радио в 0:55 и вскоре совершил посадку на свой аэродром.

 

Гв. капитан Мартынов, вылетев на самолете Як-9 в 1:02, патрулируя на высоте 3500 м в районе Великие Луки - Новосокольники, в 2:04 заметил два Ю-88, идущих курсом 280° на высоте 3500 м, выходящих из СПП зап. Новосокольники. В это время Юнкерсы были атакованы другим истребителем. Один из Ю-88 дважды увернулся от атаки этого истребителя и на границе СПП был настигнут незаметно подошедшим к нему Мартыновым. Тот атаковал сбоку слева. Ю-88 стал резко снижаться. Мартынов, преследуя, снизился одновременно с ним и вторично атаковал его слева сбоку на высоте 1300 мю Противник перешел в крутое пикирование и резко пошел к земле, скрывшись от наблюдения Мартынова, о чем Мартынов в 2:15 передал по радио на КП полка.

 

Источники информации:

1. ЦАМО, ф. 20157, оп. 1, д. 3. Журнал боевых действий 33 иап 106 иад с 15.05.38 по 31.12.44 гг.

2. ЦАМО, ф. 20157, оп. 1, д. 7. Журнал боевых действий 147 гв. иап 106 ад ПВО с 17.11.1941 по 01.01.1945 г.

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.