25.06.41 г. Удары по финским аэродромам

25.06.1941 г. командование ВВС 14 армии и Северного флота организовали рейды на финские аэродромы Луостари и Рованиеми.

Сначала на Луостари в 04:52 вылетели 8 СБ 72 сап СФ, но слишком низкая облачность и туман заставили командование вернуть всю группу на аэродром. После этого советское командование проявило значительную настойчивость, и на Луостари были совершены еще не менее трех разведывательно-ударных рейдов.

В 13:50 ушла первая пара разведчиков СБ из 72 сап СФ. Подойдя на минимально возможной высоте 500 метров к аэродрому (высота сопок в районе Луостари доходит до 631,0 м), самолет Б.Г.Хомдохова попал под обстрел зениток, и экипаж вскоре заметил взлетевшие немецкие истребители Bf-109 с этого аэродрома. "Мессершмитт" уже занимал позицию для атаки, но разведчиков выручила низкая облачность, и СБ скрылись в плотных облаках.

После посадки разведчиков, которые выяснили метеоусловия и наличие самолетов на Луостари, для бомбардировки аэродрома вылетают еще пять СБ 72 сап, а также три СБ 137 сбап. Самолеты первой группы, ведомые командиром 5-й эскадрильи 72 сап СФ капитаном А.П.Цецориным, снизились до высоты 500 м и смогли успешно отбомбиться по летному полю аэродрома, где летчики разглядели множество людей. Налет для противника оказался неожиданным, и зенитки открыли запоздалый огонь, в результате которого лишь самолет ведомого ст. лейтенанта Задворникова получил одну пулевую пробоину. Результатом бомбардировки считалось разрушение летного поля аэродрома Луостари. Более подробных сведений о результатах этого бомбоудара нет.

Вторая пара бомбардировщиков, ведомая ст. лейтенантом Трошиным, проходившая над Ура-губой, была обстреляна советскими зенитчиками. Пуля зенитного пулемета пробила верхнюю часть козырька самолета Трошина, но оба СБ смогли уклониться от обстрела и уйти в облака. Здесь летчики потеряли друг друга из видимости, и домой им пришлось возвращаться поодиночке. Трошин благополучно сел на своем аэродроме, а его ведомый ст. лейтенант В.А.Фирсов в облаках потерял ориентировку, уклонился на восток от аэродрома Ваенга, после чего летчику пришлось садиться на вынужденную посадку в районе Иоканьги, где самолет полгода пролежал, пока не был отремонтирован.

В свою очередь, авиация 14-й армии атаковала аэродромы Луостари и Рованиеми. Луостари в 18:00 проштурмовала четверка И-16 145 иап с аэродрома Шонгуй во главе с командиром эскадрильи капитаном А.П.Зайцевым, а на Рованиеми сбрасили бомбы СБ 137 сбап, вылетевшие с аэродрома Африканда.

В тот же день бомбы упали на финский порт Лиинахамари в районе Петсамо.

 

Источники информации:

1. Марданов А. Точность прежде всего. - История Авиации, 2002, No. 6.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.