145-й истребительный авиационный полк
19-й гвардейский истребительный авиационный полк

Командиры полка

Звание Имя Период Примечание
капитан Владимир Николаевич Штофф 1940 - 19.10.40  
майор Никифоров 10.40 - ?  
майор Георгий Александрович Рейфшнейдер 1941 - 12.42  
майор Алексей Ефимович Новожилов    
майор Андрей Никанорович Ровнин 01.44  
полковник Павел Степанович Кутахов    

 

В действующей армии:

  • 17.01.40 - 13.03.40 (145 иап)
  • 22.06.41 - 04.04.42 (145 иап)
  • 04.04.42 - 13.01.45 (19 гиап)

Управление полка сформировано в Москве в УК ГУ ВВС РККА 29.12.39 г., после чего убыло на фронт в состав ВВС 9 армии. По просьбе командующего ВВС 9 армии командир и комиссар полка были назначены уже на месте. Командиром полка назначался инспектор по технике пилотирования 54 авиабригады капитан В.Н.Штофф, военкомом - слушатель ВПА им. Ленина старший политрук А.А.Ионин.

По прибытию в состав ВВС 9 армии Управление 145 иап включили в авиагруппу полковника Филина и подчинили все истребительные эскадрильи группы. К 17 января формирование полка завершено на ледовом аэродроме Кайрала (к западу от Алакурти). Фактически полк формировался на территории Финляндии, занятой советскими войсками. В его состав были включены 1 и 3 аэ 38 иап (И-15бис), а так же 1 аэ 20 иап (И-16). По состоянию на 18.01.40 г. в составе полка 23 И-15бис и 13 И-16.

16.02.40 г. в состав полка включен половина л/с эскадрильи 48 иап из ОКА-1.

С 30.11.39 г. по 13.03.40 г. 145 иап налетал: 966 час. 47 мин. (934 с/в) на И-15бис и 171 час. 30 мин. (201 с/в) на И-16. Всего вылетов 1564 (1268 час.), в т.ч. боевых 1125 (1138 час. 17 мин). Аварии - 7 (5 по вине летного состава, 2 - по вине технического состава); поломки - 9 (6/3); вынужденные посадки - 9 (7/2).

В ходе боевых действий было потеряно пять летчиков (двое сбиты зенитной артиллерией, трое не вернулись из боевого вылета). Истребители полка сбили один шведский "Гладиатор" 23.01.40 г., кроме того, еще два самолета летчиками эскадрилий полка было сбито до момента официального окончания формирования полка: 24.12.39 - "Юнкерс" К.43 из 3/LLv 16 и 12.01.40 г. шведский Хаукер "Харт" из F19. Все победы подтверждаются данными противоположной стороны.

Авиагруппа Филина расформирована 07.03.40 г., после чего до конца войны полк был формально подчинен 10 авиабригаде, но фактически действовал под прямым управлением начальника ВВС 9 армии.

После окончания советско-финляндской войны, 25.03.40 г. полк перебазировался на аэродром Шонгуй (Мурманская область), где в его состав включена эскадрилья И-16 из 80 сап (до войны так же входившая в состав 20 иап), а сам полк вошел в состав 27 авиабригады (с 15.08.40 переформирована в 1 сад).

23.05.40 г. 2-я аэ полка передана в состав 147 иап, а вместо нее получена 2-я аэ 147 иап (И-16).

Перед началом Великой Отечественной войны полк базировался на Крайнем Севере на аэродроме Шонгуй для обороны Мурманска и Архангельска.

К 22.06.41 г. имел на вооружении 56 самолетов И-16 (в том числе 4 неисправных).

В июне 1941 г. полк получил самолеты МиГ-3, а в июле - и ЛаГГ-3.

С февраля 1942 г., после расформирования 1 сад, непосредственно подчинялся ВВС 14 армии.

Преобразован приказом Народного комиссара обороны СССР No. 102 от 04.04.42 г. в 19 гиап.

В апреле 1942 г. действовал в составе ВВС 19 армии. В мае вернулся в состав ВВС 14 армии.

Примерно с февраля 1942 г. на вооружении имел самолеты "Харрикейн", которые в марте-апреле 1942 г. были заменены на P-40 "Томахаук", а в мае были получены и Р-40 "Киттихаук", а также P-39 "Аэрокобра".

В конце ноября 1942 г. на базе ВВС 14 армии была сформирована 258 иад (позже 258 сад -> 1 гсад -> 16 гиад), в которой продолжил воевать полк.

 

Источники информации:

1. Перечень No.8 полевых управлений фронтов и армий, управлений оперативных групп, корпусов, дивизий, бригад, укрепленных районов и бригадных авиационных районов, а также полков, отдельных батальонов и других подразделений и учреждений, входивших в состав Действующей армии за период боевых действий у оз. Хасан в 1938 году, на р. Халхин-гол в 1939 году, при освобождении западной Белоруссии и западной Украины в 1939 году и за время советско-финляндской войны 1939-1940 гг.

2. Перечень No.12 авиационных полков военно-воздушных сил Красной Армии, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

3. Данные Михаила Быкова.

4. Рычило Б., Морозов М. Гвардейские авиационные полки 1941-45 гг. — Мир авиации, 2003, No. 2.

5. Зефиров М.В. Асы Второй мировой войны: Союзники Люфтваффе: Эстония. Латвия. Финляндия. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2003.

6. Данные Олега Киселева.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.