06.10.42 г. Посадка на воду

06.10.1942 г. звено бомбардировщиков СБ 6 дбап (132 бад, 5 ВА) мл. лейтенанта И.И.Назина совершал налет на аэродром в районе Майкопа.

Метеоусловия были сложными: кучево-дождевая облачность, сильный ветер. Аэродром противника имел мощный заслон зенитной артиллерии и надежно охранялся истребителями. Большой помехой были и горы, окружавшие Майкоп: их приходилось преодолевать по единственному коридору между гор. Его и решили использовать летчики 6 бап для нанесения удара по врагу. Экипаж Назина должен был выйти на цель первым. Командир хорошо понимал, что придется принять на себя яростный огонь зенитной артиллерии.

И вот уже позади остался коридор, впереди, во впадине, лежал Майкоп, а рядом - аэродром, на котором разместилось более сотни немецких самолетов. Когда вышли на цель, даже Назина, не раз побывавшего под обстрелом, поразила плотность огня. Небо рябило от разрывов. Летчик едва успевал маневрировать. А в это время штурман лейтенант И.П.Калашников дал команду ложиться на боевой курс. Маневрировать больше было нельзя, требовалось вести машину по прямой, чтобы удар получился метким.

Назин и Калашников думали в эти минуты об одном - уничтожить врага, показать пример остальным экипажам. Первый заход получился удачным. Стрелок-радист сержант Б.К.Свердлов меткими очередями зажег два самолета, а бомбы, сброшенные Калашниковым, легли в цель. Было подожжено несколько самолетов. Потом группа сделала еще заход, и еще несколько костров запылало на аэродроме.

Выполнив задание, бомбардировщики взяли курс на свою базу. Они уже проскочили между коварных гор коридором, когда из облаков вынырнули "Мессершмитты". Два из них атаковали машину Назина. Командир хотел перевести самолет в пикирование, но почувствовал сильный удар в фюзеляж.

- Горим? - с тревогой спросил у стрелка-радиста.

- Да, есть дым, - ответил Свердлов.

Через несколько мгновений бомбардировщик начал резко снижаться. С трудом перетянули линию фронта. Оставляя за собой густую ленту дыма, бомбардировщик неумолимо приближался к земле. Вдали блеснуло море. Запасных аэродромов поблизости не было. Положение стало критическим: темная ночь, горы круто обрываются в море - садиться некуда.

Оценив обстановку, Назин принял решение сажать машину на воду. Предупредив штурмана и стрелка-радиста, он мастерски посадил бомбардировщик в ста метрах от берега. Быстро покинув свои места, авиаторы бросились в холодную воду и помогая друг другу, поплыли к берегу, а через несколько дней прибыли в полк.

За проявленное мужество Иван Назин был награжден орденом Ленина, И.Калашников и Б.Свердлов - орденом Красного Знамени./1/

***

Приведенный выше эпизод дан по версии С.М.Давтяна. В нем есть ряд неточностей.

По данным Б.Н.Масленникова /2/ экипаж Назина произвел посадку на воду не 6, а 12 октября. Штурманом в этом вылете был Виктор Шевский, а Калашников в это время лежал в госпитале.

Давтян в своей книге не упомянул четвертого члена экипажа - воздушного стрелка Александра Жданова.

Вылет был ночным, из-за облачности над целью бомбить пришлось с высоты 2000 м. Первой над целью была сброшена осветительная бомба, которая ослепила зенитчиков и те не смогли вести прицельный огонь.

Встречи с "мессершмиттами" на обратном пути не было. Тем не менее, левый мотор ДБ-3 Назина начал "барахлить" и вскоре совсем остановился. Командир принял решение идти на вынужденную в Гудауту.

Но тут роковую роль сыграл остановившийся мотор: оставшийся исправный мотор работал с перегрузкой, при этом издавал непривычные звуки, которые не были опознаны советскими прожектористами. Они включили прожекторы, и, опознав "свой" самолет, тут же их погасили. Но этого было достаточно, чтобы ослепить экипаж поврежденного самолета. Бомбардировщик стал падать и лишь мастерство летчика позволило относительно благополучно посадить машину на воду. Экипаж был спасен.

 

Источники информации:

1. Давтян С.М. Пятая воздушная. Военно-исторический очерк боевого пути 5-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны. — М.: Воениздат, 1990.

2. Масленников Б.Н. Труженики фронтового неба. Документальные повести и очерки. — Новосибирск: Новосибирское книжное издательство, 2005.

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.