6-й дальнебомбардировочный Берлинский ордена Кутузова авиационный полк

Командиры полка

Звание Имя Период Примечание
майор В.С.Никитин 07.38 - 1940  
полковник Георгий Николаевич Тупиков 1940 - 1941  
майор Семен Константинович Набоков 1941  
полковник Александр Иванович Можаев ? - 26.12.41 Погиб
майор Лавриненко 09.41 - ? Погиб
капитан, с 01.42 г. майор Василий Иванович Лукин 1941 - 02.03.43  
майор, подполковник Михаил Сергеевич Финогенов 02.03.43 - 03.09.43  
майор, подполковник Григорий Петрович Дорохов 03.09.43 - 09.45  

 

В действующей армии:

  • 30.11.39 - 13.03.40
  • 23.11.41 - 27.02.43
  • 01.06.43 - 01.06.44
  • 02.11.44 - 09.05.45
  • 09.08.45 - 03.09.45

Сформирован 01.07.38 г. в Иваново из состава 19 тбаб. В составе полка было три бомбардировочных (самолеты ТБ-3 и ДБ-4а) и одна истребительная (самолеты И-15 и И-153) эскадрильи. Входил в состав 13 абр 1 АОН.

В 1939 г. пилоты истребительной эскадрильи полка участвовали в отражении японской агрессии в районе р. Хархин-Гол.

В октябре 1939 г. полк перебазировался из Иваново в Кричевицы (11 км северо-восточнее Новгорода). Отсюда экипажи на самолетах ДБ-3А наносили бомбовые удары по противнику в ходе Советско-Финской войны.

По состоянию на 14.11.39 г. в полку было 52 самолета ДБ-3, 27.01.40 г. получил еще 8 ДБ-3.

25.01.40 г. вошел в состав 27 дбаб.

За период боевых действий с 30.11.39 по 13.03.40 г. потерял 14 самолетов, из них 11 сбиты, два не вернулись с заданий, остальные потеряны по эксплуатационным причинам.

После финской войны полк вернулся в Иваново, где вошел в состав 64 абр, затем 26 дбад.

В марте 1940 г. полк перебазировался в Закавказье, на аэродром Евлах. При перелете, в Курске, полк был переформирован. Часть 6 дбап была обращена на формирование 100 дбап.

07.08.41 г. на базе полка были сформированы: штаб и управление 132 бад, в состав которой вошел полк, а также 453 дбап.

С 25.08.41 г. участвовал в Иранской компании.

В начале декабря 1941 г. перебазировался на аэродром Кореновская (60 км от Краснодара), Крымский фронт, где вошел в состав 132 бад. Экипажи полка наносили дневные и ночные удары по объектам противника в Крыму, на Кавказе, под Сталинградом.

01.08.42 г. перелетел на запасной полевой аэродром в Кызыл-Юрт, после чего 8 месяцев базировался в Кутаиси. Отсюда полк вел интерсивную боевую работу по тем же объектам, что и с Кореновского аэродрома.

К марту 1943 г. в результате тяжелых боев на Крымском фронте полк понес большие потери. 7 экипажей (по числу оставшихся самолетов) во главе с зам. командира полка И.Н.Тюленевым остались в Кутаиси и вошли в состав 367 бап. Остальной личный состав прибыл на аэродром Староселье (близ Рыбинска) для переформирования и переучивания. В Староселье, а затем на аэродроме Киржач, полк переучивался на самолеты Ил-4.

20.05.43 г. перебазировался на полевой аэродром Усмань (60 км сев. Воронежа), откуда с 16.06.43 г. возобновил боевую работу на Степном фронте. Наносил удары по противнику, сосредоточенному на прилегающей к линии фронта территории (Курская, Белгородская и Орловская области), а также по объектам в Приднепровье.

24.06.43 г. перебазировался на аэродром Волынь (Волынцево) в 26 км восточнее Тулы, где вошел в состав 113 бад Брянского фронта. Первый вылет в ходе Курской битвы выполнил 12.07.43 г. А на следующий день в боевом вылете девятки Ил-4 было потеряно сразу шесть экипажей, а три вернувшихся самолета были сильно повреждены.

23.10.43 г. перебазировался в район Мосальска, на аэродром близ Васильевки, откуда осуществлял авиационную поддержку наступающих войск в Приднепровье.

25.11-17.12.43 г. в состав полка прибыли на пополнение 6 экипажей 279 бап и 5 экипажей 3 зап, с заводов получено 12 самолетов Ил-4.

В мае 1944 г. полк передал самолеты Ил-4 в полки 113 бад. Летный и технический состав (68 чел) убыли в Москву для получения ТУ-2с.

20.08.44 г. полк в составе 22 экипажей принял участие в воздушном параде в день авиации в Москве.

01.09.44 г. закончил переучивание на ТУ-2с и 11 экипажей приняли участие в ЛТУ в составе 326 бад.

16.10.44 г. делегация Киевского района Москвы передала полку 32 новых самолета Ту-2 с надписью "Москва".

14.12.44 г. перебазировался с аэродрома Малино на аэродром Шауляй. Отсюда началась интенсивная боевая работа полка на самолетах Ту-2. Наиболее важными объектами бомбардировок были порты Балтийского моря Либава, Розенберг, Пиллау, Кенигсберг.

С 26.03.45 г. действовал с аэродрома Грислинен (восточная Пруссия). Наносил удары по опорным пунктам противника на Земландском полуострове и по объектам обороны в Кенигсберге и Данциге.

Успехи боевой работы полка отмечены Благодарностями ВГК:

- приказом No.309 от 25.03.45 г. - "За овладение г. Хайлигенбайль";

- приказом No.317 от 29.03.45 г. - "За разгром группировки немецких войск юго-западнее г. Кенигсберга"; "За прорыв обороны немецких войск в Восточной Пруссии".

Указом Президиума ВС СССР от 26.04.45 г. 6 дбап награжден орденом Кутузова III степени.

11.04.45 г. полк перелетел на польский аэродром Шнайдемюль. Полк был задействовал в Берлинской операции. Массированным бомбовым ударам подвергались оборонительные позиции в районе Зееловских высот, техника у ж.д. станции Фюрстенвальде, другие объекты противника. Последний вылет полка в ходе Великой Отечественной войны был совершен 25.04.45 г. на Берлин.

За отличия в Берлинской операции приказом ВГК от 11.06.45 г. полку присвоено почетное наименование Берлинский.

В июле-августе 1945 г. полк перебазировался в Забайкалье и с 09.08.45 г. участвовал в боевых действиях против Японии. В ходе Манчжурской наступательной операции Забайкальского фронта наносил бомбовые удары по опорному пункту Халун-Арашан. До 12 августа отдельные эскадрильи и звенья наносили удары по ж.д. станциям, после чего потребность в бомбардировочной авиации на Забайкальском фронте отпала.

В 1946 г. был переименован в 345 бап. В 1951 г. 345 полк (Ту-4) дислоцировался в Сольцах. Затем был перебазирован в Шауляй и стал 117 полком самолетов-заправщиков (М-3). В начале 90-х годов полк был передислоцирован в Оренбург и стал 117 полком ВТА (Ил-76).

 

Источники информации:

1. Зефиров М.В. Асы Второй мировой войны: Союзники Люфтваффе: Эстония. Латвия. Финляндия. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2003.

2. Котельников В., Морозов М. Незаконнорожденный бомбардировщик. - История авиации, 2001, No. 2.

3. Данные Евгения Лукина.

4. Людмила Санберг. Шестой дальнебомбардировочный.

5. Масленников Б.Н. Труженники фронтового неба. Документальные повести и очерки. — Новосибирск: Новосибирское кн. изд-во, 2005.

6. Данные Бориса Николаевича Масленникова.

7. Горбач В. Над Огненной Дугой. Советская авиация в Курской битве. — М.: Яуза, Эксмо, 2007.

8. Перечень No.8 полевых управлений фронтов и армий, управлений оперативных групп, корпусов, дивизий, бригад, укрепленных районов и бригадных авиационных районов, а также полков, отдельных батальонов и других подразделений и учреждений, входивших в состав Действующей армии за период боевых действий у оз. Хасан в 1938 году, на р. Халхин-гол в 1939 году, при освобождении западной Белоруссии и западной Украины в 1939 году и за время советско-финляндской войны 1939-1940 гг.

9. Перечень No.12 авиационных полков военно-воздушных сил Красной Армии, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.