15.03.43 г. Налет на аэродром Гривочки

В целях ослабления активности боевых действий авиации противника, командующий 6-й ВА решил бомбовым ударом бомбардировщиков 1-го бак, под прикрытием истребителей уничтожить самолеты противника на аэродроме Гривочки. Выполнение этой задачи было возложено на 263-ю бад.

Идея выполнения боевой задачи заключалась в следующем. К 14.03.43 г. подготовить две группы бомбардировщиков по девять самолетов Пе-2 и сосредоточить их на аэродроме Выползово, где базировался 321-й бап, откуда и выполнять боевое задание. Первую группу должен был возглавить командир 321-го бап майор С.П.Тюриков, а вторую - командир авиаэскадрильи 202-го бап капитан Е.А.Коняев.

Для выполнения боевой задачи 7 экипажей 202-го бап были откомандированы в Выползово без своих самолетов. Самолеты они должны были получить в 321-м бап. Вся эта предварительная подготовка проводилась в целях конспирации. В числе командированных от 202-го бап были лейтенант К.Ф.Мулюкин, мл. лейтенанты А.П.Лопаткин, В.И.Смирнов, Н.И.Бондаренко, П.Я.Гусенко, П.П.Черныш и Н.И.Гапеёнок.

По данным воздушной разведки и сведениям, полученным от партизан и местных жителей, удалось установить расположение вражеских самолетов на аэродроме, наличие и расположение средств ПВО, а также и распорядок дня летно-технического состава, что способствовало принятию обоснованного решения.

Накануне нанесения бомбового удара командир 263-й бад полковник Ф.И.Добыш поставил боевую задачу ведущим групп в присутствии летного состава, участвующего в боевом вылете. Бомбовый удар по самолетам на аэродроме Гривочки решено было нанести на рассвете 15.03.43 г. по двум стоянкам. Полет к цели выполнять без непосредственного прикрытия своими истребителями и при полном радиомолчании. Бомбометание произвести с горизонтального полета по ведущему звена. Истребители прикрытия должны встретить бомбардировщиков при уходе от цели, после бомбометания. Для достижения внезапности действий сбор групп осуществить над аэродромом на высоте 400 метров. Каждый ведущий в группе обозначает себя ракетой установленного цвета. Полет по маршруту совершить в боевом порядке "колонна эскадрилий", эскадрильи в "клину звеньев". После постановки боевой задачи был проведен проигрыш полета, в процессе которого были сняты все возникавшие вопросы.

В установленное время 15.03.43 г. начался взлет и сбор групп. Командование дивизии и представители авиакорпуса, наблюдавшие за взлетом и сбором групп, остались довольны их организацией и выполнением.

С наступлением рассвета обе эскадрильи точно вышли на аэродром на высоте 1500 метров. С этой высоты хорошо были видны стоянки самолетов. На взлетной полосе находилась пара дежурных самолетов. Каждая эскадрилья вышла на заданную стоянку самолетов и сходу выполнила бомбометание.

К этому времени взлетела дежурная пара истребителей. Зенитная артиллерия с выходом бомбардировщиков открыла огонь, а при первых разрывах бомб временно прекратила. Все внимание взлетевшей пары истребителей было направлено на вторую группу бомбардировщиков, в которой среди окрашенных в зеленый цвет самолетов находился один белый самолет Пе-2. Этот самолет достался экипажу Н.И.Гапеёнка (других самолетов в 321-м авиаполку больше не было).

Создалась обстановка, в которой экипаж на белом самолете Пе-2 оказался вроде белой вороны среди зеленых, а для истребителей противника, видимо, "важной персоной". За этой "важной персоной" началась охота. Несмотря на сомкнутый боевой порядок эскадрильи и интенсивный огонь штурманов и стрелков-радистов, пара Bf-109 не выходило из боя и вела огонь с дальних дистанций. На протяжении длительного полета Гапеёнку приходилось постоянно занимать безопасное место в боевом порядке звена и эскадрильи, укрываясь оборонительным огнем бомбардировщиков.

В ходе непрерывных атак пары Bf-109, белый самолет получил серьезные повреждения, а экипаж легкие ранения. Из строя вышел один из моторов. На одном моторе, под прикрытием своих истребителей, летчик довел самолет до аэродрома Выползово и произвел посадку на фюзеляж, так как была повреждена и гидросистема самолета.

По данным фотоконтроля на аэродроме Гривочки было уничтожено не менее 20 самолетов. После этого бомбового удара активность действий авиации противника значительно снизилась, а самолеты He-113 в последующих боевых вылетах вообще больше не встречались.

За успешное выполнение специального задания всем его участникам была объявлена благодарность, а некоторые из них были представлены к наградам.

 

Источники информации:

1. Гапеёнок Н. И. Дороги победы. Боевой путь 81-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка. Книга памяти. — Щелково: МУП «Редакция журнала "Щёлково"», 2002.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.