321-й бомбардировочный авиационный полк
82-й гвардейский бомбардировочный Берлинский орденов Суворова и Кутузова авиационный полк

Командиры полка

Звание Имя Период Примечание
капитан Иван Степанович Захарченко 07.41 - 09.10.41 Погиб
майор Янгуразов 09.10.41 - 10.42  
майор Иван Семенович Аниськин 10.42 - 04.43  
майор Богатов 04.43 - ?  
майор Василий Григорьевич Пчёлкин 03.08.43 - 23.08.43 Погиб
майор Степан Павлович Тюриков 08.43 - 14.04.44 Погиб
майор Александр Павлович Немашкал 04.44 - лето 1944 Погиб
майор Анатолий Васильевич Голицын 09.44 - 05.45  

 

В действующей армии:

  • 06.10.41 - 27.10.41 (321 бап)
  • 22.10.42 - 18.03.43 (321 бап)
  • 18.03.43 - 11.05.45 (82 гбап)

20.07.41 г. часть группы летного и технического состава от бывшего 213 сбап (базировался в Идрице, за Великими Луками, у границы с Латвией) перебросили в г.Скопин Рязанской области, где вошли в состав формировавшегося 321 бап. Здесь были сформированы четыре эскадрильи.

С 15.08.41 г. приступил к тренировочным полетам на самолете УСБ на полевой площадке дер. Гниломедовка (20 км от г. Скопина).

27.08.41 г. инспектор по технике пилотирования ВВС МВО майор Карпенко пригнал два самолета Пе-2, привез с завода инженера, и личный состав приступил к изучению матчасти. 10.09.41 г. начались полеты.

12.09.41 г. полк сократили до двух эскадрилий из-за отсутствия самолетов и из-за недостатка времени и перебазировали на полевой аэродром Сторожилово в 40 км южнее Рязани, где эти две эскадрильи продолжали полеты.

06.10.41 г. был получен приказ: полку, не проходя боевого применения, закончить полеты и приготовиться к перебазированию на фронт.

08.10.41 г. 321 бап перелетел под Москву в г. Подольск. С этого времени полк принимал участие в боевых действиях на Юхновском направлении в составе 77 ад. При этом полк понес тяжелые потери понес. Бомбардировщики Пе-2 терялись практически в каждом групповом вылете. Например еще до рассвета 09.10.41 г. летчикам удалось поразить бомбой основание одного из мостов на реке Угре близ Юхнова, но из 6 Пе-2 вернулся лишь один, два Пе-2 разбились при вынужденной посадке на своей территории. За период с 8 по 22 октября 1941 г. в тяжелых кровопролитных боях полк потерял большинство летного состава, материальную часть и был отправлен на формирование в Петровск в 15 зап. В 15 зап полк был укомплектован молодым летным составом. Спустя полгода, 15.05.42 г. личный состав 321 бап был переведен во Ртищево, где начались тренировочные полеты на УСБ из Ф-1. В третьей декаде мая приступили к полетам на Пе-2. 24.07.42 г. полк перебазировался на полевой аэродром Грязнухина (9 км от Петровска) для прохождения боевого применения. 12.08.42 г. полк 2-х эскадрильного состава закончил переучивание.

05.09.42 г. полк перелетел в Лопатино (вблизи г. Мурома), где вошел в состав 263 бад (с 18.03.43 г. - 1 гбад).

05.10.42 г. перелетел в Калинин, 07.10.42 г. - на боевой аэродром Выдропужск, а 09.11.42 г. перебазировался в Пречистую-Каменку (под Торжком).

На Калининском фронте полк содействовал войскам в тяжелых боях в районе г.Белый, наносил бомбовые удары по боевым порядкам противника под Великими Луками, а потом и в самом городе. В боях на Калининском фронте полк потерял 17 человек.

С начала февраля 1943 г. действовал на Волховском фронте. Полк базировался на полевом аэродроме Порог под Тихвином. В период с 5 по 21 февраля содействовал войскам Волховского фронта, ведущим бои за расширение коридора прорыва и кольце блокады, наносил бомбовые удары по Мгинско-Киришинской группировке, пытавшейся замкнуть кольцо. Боевые вылеты проходили в условиях низкой облачности, при сильном противодействии зенитной артиллерии. Целями в основном были доты и дзоты, бомбовая нагрузка состояла из бомб крупного калибра ФАБ-250 и ФАБ-500. Полк работал без технического состава, наземный эшелон был в пути.

После выполнения поставленной задачи на Волховском фронте, с 21.02.43 г. полк действовал на Северо-Западном фронте. Базировался на аэродроме Выползово, около ж.д. узла Бологое. Полк наносил бомбовые удары по укреплениям и узлам сопротивления, по ж.д.узлам (Старая Русса), по автоколоннам, по аэродромам (Гривочки, Дно и др.) и др. целям.

18.03.43 г. в составе корпуса полк перелетел в Тамбов. В этот же день Приказом НКО СССР No. 128 от 18.03.43 г. и Директивой Штаба ВВС КА No. 512350 от 21/23.03.43 г. 321 бап перобразован в 82 гбап.

26.03.43 г. полк перелетел на фронтовой аэродром Евстратовский, вблизи Россоши и вошел в состав Воронежского фронта. Особой активности на фронте не было, шли бои местного значения, поэтому летали редко.

В начале мая получил пополнение, целиком была придана 3-я аэ с техническим составом из расформированного 459 нбап.

12.05.43 г. полк перебазировался на полевой аэродром Иловское.

05.07.43 г. началась Курская Битва. 18.07.43 г. введен в бой из резерва Степной фронт - с этого числа 1-й бак, в составе которого был 82 гбап, передан в состав 5 ВА на Степной фронт. Полк содействовал войскам фронта, нанося бомбовые удары по врагу с пикирования. Участвовал в боях за освобождение Белгорода, Богодухова, Харькова, Полтавы.

С 25.09.43 г. войска начали форсирование Днепра. Целями полка стали Днепропетровские и Кременчугские мосты, железнодорожные узлы и укрепленные пункты Пятихатка, Александрия, Протопоповка, Знаменка, передний край обороны врага.

С 20.10.43 г. Степной фронт переименован во 2-й Украинский.

В начале января 1944 г. полк активно участвовал в освобождении Кировограда, с конца января участвовал в ликвидации Корсунь-Шевченковской группировки.

Весной 1944 г. летал в основном на уничтожение переправ и скоплений войск и техники отступающего противника у водного рубежа р. Днестр, в районах Тирасполя-Бендеры, Рыбницы, Сороки, Ямполь.

С июля 1944 г. действовал на 1-й Украинском фронте во 2 ВА, участвовал во взятии Львова.

С 12.01.45 г. действовал на краковском направлении, в феврале работал в направлении на Бреслау.

В апреле 1945 г. полк отличился в ходе Берлинской операции.

 

Источники информации:

1. Синичкиянц А.М. Отечества крылатые сыны. - М.: "Мозаика", 2002.

2. Федоров А.Г. Авиация в битве под Москвой. — М.: Наука, 1975.

3. Хазанов Д.Б. Неизвестная битва в небе Москвы 1941-1942 гг. Оборонительный период. - М.: Издательский Дом "Техника-молодежи", 1999.

4. Давтян С.М. Пятая воздушная. Военно-исторический очерк боевого пути 5-й воздушной армии в годы Великой Отечественной войны. - М.: Воениздат, 1990.

5. Рычило Б., Морозов М. Гвардейские авиационные полки 1941-45 гг. — Мир авиации, 2003, No. 2.

6. Рычило Б., Морозов М. Гвардейские авиационные дивизии, корпуса, эскадрильи 1941-45 гг. — Мир авиации, 2003, No. 3.

7. Перечень No.12 авиационных полков военно-воздушных сил Красной Армии, входивших в состав Действующей армии в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

8. Новиков Г.И. Доклад "О боевом пути 82-го гвардейского бомбардировочного авиационного, орденов Суворова и Кутузова, Берлинского полка" на встрече однополчан в г.Умани в мае 1977 г.

9. Данные Евгения Васильевича Чорного.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.