20.07.44 г. Полбинская "вертушка" в действии

20.07.1944 г. пять пятерок Пе-2 1-й гв. бад (2-й гв. бак, 2-я ВА, 1-й Украинский фронт) под прикрытием 25 истребителей "аэрокобра" от 7-го иак нанесли бомбовый удар по скоплению танков и артиллерии в окруженной группировке немецких войск, пытавшихся прорваться через реку Западный Буг в районе Белый Камень.

В этом боевом вылете первую группу самолетов 81-го гв. бап в составе трех пятерок повел генерал И.С.Полбин, а вторую группу в составе двух пятерок из 82-го гв. бап - командир 1-й гв. бад полковник Ф.И.Добыш.

При полете к цели боевой порядок групп менялся. От аэродромов все следовали в колонне пятерок, пятерки в клину самолетов; перед выходом к нужному пункту перестроились в правый пеленг, а с началом боевого пути следовали в колонне самолетов с дистанциями до 400 метров.

Подойдя к цели на высоте 1200 метров, первым перешел в пикирование ведущий - генерал Полбин (вывод на высоте 350 метров), а за ним последовательно и другие летчики. В момент выхода из пикирования первого самолета перешел в пикирование второй, затем третий и так все самолеты Пе-2. Одновременный вывод одного и ввод в пикирование следующего самолета обеспечивался строгим выдерживанием дистанций - 400 метров.

Вот как об этом рассказывал после полета генерал Полбин: "В момент выхода из пике с разворотом влево я уловил хвост самолета замыкающей пятерки, пристроился к ней и замкнул круг. После первого захода на цель группа образовала кольцо, строго сохраняя те же дистанции".

Первый удар был нанесен по танкам и автомашинам, подходящим с севера к Белому Камню. На втором заходе пикировщики атаковали скопление боевой техники на окраине пункта. Всего было произведено пять заходов на цель с пикированием под углом 60°. Начиная с третьего захода, каждый экипаж отыскивал себе цель самостоятельно и расстреливал ее из пулеметов, а если требовалось, то подавлял огонь зенитной артиллерии. Так, экипаж гв. ст. лейтенанта П.А.Плотникова подавил пулеметным огнем батарею зенитной артиллерии-среднего калибра. Экипаж гв. мл. лейтенанта Н.Д.Буторина прямым попаданием бомб разрушил переправу через Западный Буг, где скопилось много машин и пехоты врага. Выходя из пике, летчик сразу же намечал себе объект для атаки в очередном заходе.

Одновременно всеми экипажами беспрерывно велась доразведка, которая позволяла наверняка уничтожать действительно крупные и важные цели. После пятого захода, выйдя из пикирования и установив скорость 290-300 км/час, ведущий взял курс на исходный пункт обратного маршрута. Остальные экипажи, используя скорость на выводе из пикирования и срезая разворот (по отношению к оси разворота ведущего), быстро заняли свои места в боевом порядке пятерок.

Прикрытие было организовано четко. На маршруте истребители шли парами с боков и сзади группы. Над целью шесть истребителей парами барражировали на высоте 1500 метров, при необходимости отражая атаки истребителей противника на вводе в пикирование, и одна группа истребителей ходила на высоте 700 метров и ниже, охраняя экипажи на выводе из пике. Остальные истребители, по два-три самолета на каждую пятерку бомбардировщиков, пикировали вместе с Пе-2.

Бомбометанием и огнем бортового оружия было уничтожено 180 автомашин, 9 танков, несколько десятков полевых орудий, одна батарея зенитной артиллерии, 40 повозок, разрушена переправа и убито большое количество немецких солдат и офицеров. Таковы цифровые итоги этого удара.

О силе его морального воздействия можно судить по показаниям пленного обер-лейтенанта Генриха Волфа - офицера штаба 13-го армейского корпуса, который в момент удара находился у переправы и позже попал в плен: "Я бессилен выразить то состояние, в котором мы находились у переправы во время налета. Солдаты были окончательно деморализованы и даже спустя три часа после налета их нельзя было выгнать из щелей и воронок. Батальон, в котором я был, потерял убитыми и ранеными не менее 190 человек".

В этом боевом вылете при простоте управления группой была достигнута непрерывность воздействия на противника, повысилась прицельность бомбометания. Уже на первом выводе из пикирования штурман и летчик намечали себе следующую цель, имели возможность все время ее наблюдать и хорошо подготовиться к следующей атаке и бомбами, и огнем стрелкового оружия. В этом боевом вылете каждый экипаж эффективно применил бомбардировочное и стрелковое вооружение пикирующего фронтового бомбардировщика Пе-2.

 

Источники информации:

1. Гапеёнок Н. И. Дороги победы. Боевой путь 81-го гвардейского бомбардировочного авиационного полка. Книга памяти. — Щелково: МУП «Редакция журнала "Щёлково"», 2002.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.