02.02.42 г. Отражение налета на аэродром

02.02.1942 г. 168 иап (10 сад, аг генерала Е.М.Николаенко) получил задачу прикрыть от возможных ударов с воздуха аэродром Перемышль. На нем были сосредоточены транспортная авиация и десантники, проводившие вяземскую десантную операцию. Сложность для 168-го иап заключалась в том, что к этому моменту в полку было лишь 10 исправных ЛаГГ-3, к тому же с полка не были сняты другие задачи.

Командование полка решило держать летчиков на своем аэродроме в готовности No. 1. В воздух они поднимутся лишь после сигнала от постов ВНОС.

В 11.00 27.01.42 г. сигнал тревоги поступил непосредственно с аэродрома Перемышль: с юга к аэродрому на высоте около пятисот метров подходит группа вражеских бомбардировщиков. Шестерка ЛаГГ-3 тотчас же поднялась в воздух. Ее повел командир аэ майор И.Д.Лукьяненко.

Между тем 22 Bf-110 встали над аэродромом Перемышль в «круг», начали наносить по стоянкам самолетов, машинам обслуживания и сооружениям бомбовые и пушечные удары. Командование 168 иап собирались выпустить оставшуюся четверку истребителей, но их аэродром оказался заблокированным противником.

Находившаяся в воздухе шестерка ЛаГГ-3 вступила в бой с Bf-110. Для того чтобы поразить врага, необходимо было разорвать его «круг». Это решил сделать сам же ведущий майор Лукьяненко. Он направил свой истребитель на «мессера» со стороны верхней задней полусферы и расстрелял его с близкого расстояния. Самолет вспыхнул и свалился на землю. Его ведомый открыл по командиру эскадрильи огонь изо всех передних пушек и пулеметов. Истребитель Лукьяненко загорелся. Летчик был, вероятно, тяжело ранен. У него хватило сил открыть фонарь и выброситься из кабины. Но раскрыть парашют ему не удалось, и Лукьяненко погиб.

Боевой порядок вражеских самолетов был нарушен. Этим тут же воспользовался ст. лейтенант П.П.Пронюшкин. Он поймал Bf-110 в прицел и сразил его короткой пушечной очередью. Немецкие летчики дрогнули. Почувствовав это, лейтенант Н.В.Селезнев из удобного положения атаковал. На землю упал еще один Bf-110. Опасаясь новых потерь, противник прекратили сопротивление и повернули на свою территорию.

Численное превосходство врага в этом воздушном бою было подавляющим. Но советские летчики сбили три самолета. Однако эта победа досталась дорогой ценой. Погиб замечательный командир Иван Демидович Лукьяненко.

Через четыре часа немецкие летчики совершили еще один налет на аэродром Перемышль. В небе находились шестнадцать Bf-110. Своевременного сигнала предупреждения от постов ВНОС о приближении воздушного противника 168 иап не получил. На отражение налета взлететь успели лишь пять ЛаГГ-3. Их возглавил комиссар эскадрильи ст. политрук П.И.Рогожкин.

Немцы действовали так же, как и в первом случае. Они снова заблокировали аэродром 168 иап. Попытки взлетевших истребителей сблизиться с «мессерами» не удавались. Тогда Рогожкин изменил направление атак. Он вышел на одного из врагов снизу сзади и почти в упор выпустил в Bf-110 меткую очередь. Однако при выходе из атаки летчика обстрелял другой самолет. Увернуться от его огня не удалось. Так в один день погибли командир и комиссар эскадрильи.

 

Источники информации:

1. Гнездилов Ф.С. На высотах мужества. - Мн.: Беларусь, 1987.

2. Хазанов Д.Б. Неизвестная битва в небе Москвы 1941-1942 гг. Контрнаступление. — М.: Издательский Дом "Техника-молодежи", 2001.

3. ЦАМО, ф. 58, оп. 818883, д. 486, л. 76.

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.