21.09.42 г. Воздушный бой

21.09.1942 г. 3-я аэ 4 гбап (280 бад, 14 ВА, Волховский фронт), ведомая капитаном П.И.Семаком, нанесла эффективный удар по вражеским артиллерийским и минометным батареям в районе Синявина, но с командного пункта наземных войск последовал приказ "петляковым" повторить заход на цель. Капитан Семак стал повторно заводить свою девятку на цель. Вражеские истребители в это время находились в районе Синявина под нижней кромкой облаков и были обнаружены с опозданием. Противник, выждав момент, атаковал бомбардировщиков на развороте с флангов. С первой атаки были подбиты два Пе-2. Повторную атаку "мессершмиттов" штурманы и стрелки-радисты отбили пулеметным огнем. Пересекая линию фронта, ведущий девятки передал по радио: "Всем летчикам держаться в строю!" Последовала новая атака Bf-109 одновременно сверху и снизу, но при отражении ее один "мессершмитт" был сбит групповым огнем штурманов. Однако и два подбитых Пе-2 вынуждены были отстать от строя девятки и подверглись более десяти атакам вражеских истребителей. В ожесточенном бою членам экипажей удалось сбить еще два истребителя, но были сбиты и ведомые экипажи командиров звеньев А.А.Линчевского и А.И.Серова, а их штурманы Н.Байковский и И.Е.Карпов получили ранения. Превозмогая боль, гвардейцы продолжали вести меткий огонь. В это время появилась еще одна группа "мессершмиттов", которая с ходу атаковала самолеты Линчевского, Серова и ведущее звено эскадрильи. После израсходования боеприпасов штурман Байковский стал отстреливаться из ракетницы. "Мессершмитт" при виде летящего огненного шара резко отвернул. Последовали атаки снизу, в самолете Линчевского был выведен из строя один мотор, штурман и стрелок-радист были убиты, а Линчевский ранен в ногу. Увидев, что штурман и стрелок-радист не ведут огня, три "мессершмитта" подошли к самолету Линчевского слева и справа, третий Bf-109 ударил по работающему мотору. Пе-2 продолжал полет. Тогда один Bf-109 подошел с левой стороны и в упор стал расстреливать летчика.

Позже А.А.Линчевский рассказывал: "Фриц, подлетев к моей кабине, стал разглядывать, жив ли я. У меня от ненависти застучало сердце и мгновенно созрела мысль - ударить своей левой плоскостью по крылу стервятника. Взяв ручку на себя, ногой довернул свой Пе-2 на врага. Удар пришелся точно по крылу, плоскость отлетела, противник винтом полетел к земле. Мой самолет бросило влево, и я завис на какое-то мгновение на ремнях. С трудом выровнял самолет, попытался встать на ноги, но не мог. Самолет начал вздрагивать и загорелся. Превозмогая боль, я перевернул машину, сорвал фонарь. Меня выбросило из кабины. Успел раскрыть парашют примерно на высоте 500 метров и потерял сознание..."

Гвардейцы продолжали отбивать атаки наседавших "мессершмиттов". В самолете командира звена А.И.Серова были повреждены рули управления, а вражеские истребители атаковали одновременно снизу и сверху. Штурман И.Е.Карпов открыл огонь, но "мессершмитт" упорно шел на сближение и также вел огонь. Карпову удалось сбить противника. Но второй "мессершмитт" снизу поразил бомбардировщик, правая плоскость загорелась, пламя быстро распространилось по самолету, языки огня окутали кабину штурмана. Серов дал команду прыгать. Карпов, преодолевая боль, покинул горящую машину, за ним последовал стрелок-радист Карпенко. Когда у Карпова раскрылся парашют, он увидел впереди себя, ниже, охваченный пламенем Пе-2, который на высоте 80 метров взорвался. А.И.Серов погиб. Карпова и Карпенко подобрали санитары и оказали им помощь.

Вражеские истребители ринулись на ведущее звено девятки. Пе-2 летчика Семянникова был атакован с правого фланга, и по поведению самолета видно было, что экипаж погиб, так как самолет, покачиваясь с крыла на крыло, с правым разворотом вошел в пикирование и врезался в болото. Ведущий девятки капитан П.И.Семак и ст. лейтенант А.И.Кривошапко, который шел слева от ведущего, решили использовать облачность и с набором высоты вошли в облака. Самолет Кривошапко имел повреждение бензобака, и он вынужден был произвести вынужденную посадку на аэродром истребителей. Экипаж капитана П.И.Семака вернулся на свой аэродром./1/

***

Примечание.

Согласно именного списка безвозвратных потерь /2/ 21.09.42 г. были сбиты:

Абдошкин С.Д. - стрелок-бомбардир звена;

Байковский Н.М. - стрелок-бомбардир звена;

Губин З.П. - стрелок-радист;

Карелов Г.И. - стрелок-радист;

Карпенко В.И. - стрелок-радист;

Малышев М.А. - летчик;

Можаев В.Н. - летчик;

Пушкин С.М. - летчик;

Семянников Б.И. - летчик;

Серов А.И. - командир звена;

Сурков И.П. - стрелок-бомбардир;

Шингарев М.Т. - начальник хим. службы.

 

Источники информации:

1. ...И возвращались с победой: Сборник воспоминаний/ [Сост. Н. Я. Кондратьев]. – Л.: Лениздат, 1986.

2. ЦАМО, ф. 58, оп. 818883, д. 75, л. 78.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.