07.10.42 г. Боевая работа 236 иад

07.10.1942 г. 236 иад (5 ВА) выполнила всего 49 боевых вылетов. Все они сопровождались воздушными схватками с истребителями противника. Единственный вылет группы, прошедший без встречи с «мессершмиттами», не обошелся без потерь. Взлетая ночью с адлерского аэродрома, сорвался в штопор и разбился Ил-2 командира звена 502 шап лейтенанта В.Д.Никиткина. Летчик погиб.

 

Через несколько часов четыре Ил-2 (ведущий лейтенант В.Т.Громов) вылетели на штурмовку в район станции Хадыженской. Около 7 часов утра недалеко от Навагинской их атаковали две пары Ме-109. Истребители прикрытия (четыре ЛаГГ-3 246 иап) действовали четко: они не только отразили попытку врага атаковать «илы», но и сами сбили два «мессершмитта», заставив остальных обратиться в бегство. По одной победе записали на свой личный боевой счет капитан П.Д.Федоров и ст. сержант В.М.Гридюшко. Штурмовики потерь не имели, но один из «лаггов» после атаки двух Ме-109 загорелся и упал на землю. Пилотирующий его командир звена мл. лейтенант В.М.Стародубцев погиб.

 

В 7 часов 30 минут утра еще одна четверка «илов» (ведущий ст. лейтенант И.А.Тимохович) вылетели на штурмовку в район хутора Котловина. Ее сопровождали семь ЛаГГ-3 246 иап, ведомые ст. лейтенантом А.П.Селезневым. Над Лазаревским к ним присоединились четыре истребителя 518 иап (ведущий лейтенант Т.Г.Шевченко). Группа шла на высоте 2000 метров. Около 10 часов утра при подходе к цели на встречном курсе показались вражеские самолеты. Они приближались двумя группами. Внизу на высоте 1500 метров шли десять истребителей-бомбардировщиков Ме-110, вверху — на высоте 2000—2500 метров, шесть истребителей Ме-109. Бой начался над хутором Рожет и продолжался 15 минут. «Сто десятые» попытались сходу в лоб атаковать «илы». Наперерез им устремились истребители 518 иап. Лейтенант Шевченко в яростной атаке сбил один Ме-110, но его ведомый — мл. лейтенант С.С.Кемарский вынужден был покинуть подбитую немцами машину. Между тем, двум Ме-110 удалось зайти в хвост Ил-2 ст. сержанта В.М.Тюкова и подбить его. Два других «ила», находясь в тот момент выше «сто десятых», в свою очередь атаковали сзади и сбили одного из них.

Почти одновременно развернулся и воздушный бой в верхнем ярусе с истребителями Ме-109. Действуя активно, Селезнев и его товарищи сковали их боем, не давая возможности придти на помощь «сто десятым», которые действовали внизу. Сами же отдельными парами то и дело нападали сверху на Ме-110. В ходе боя было сбито семь Ме-110. Ст. лейтенант А.П.Селезнев сбил лично Ме-110 и еще один в паре с сержантом В.Г.Пантелеевым. По одной победе одержали летчики его эскадрильи А.И.Догаев, С.П.Калмыков и А.Н.Тоичкин, а также лейтенант Т.Г.Шевченко из 518 иап и лейтенант В.Т.Громов из 502 шап. Свои потери — два самолета.

 

Во второй половине дня летчикам 246 иап пришлось выдержать еще более напряженную схватку. Смешанная группа из пяти ЛаГГ-3 этого и двух Як-1 518 иап вылетела на прикрытие войск 18-й армии. Вел группу командир звена мл. лейтенант П.М.Камозин. К району патрулирования подошли двумя группами: внизу, на высоте 2000 метров пара Як-1 и на 500—600 метров выше — пять ЛаГГ-3. Связь между группами поддерживалась по радио. В 14 часов 25 минут в десяти километрах восточное села Шаумян была замечена большая группа самолетов: 11 пикирующих бомбардировщиков Ю-87, четыре истребителя-бомбардировщика Ме-110 и шесть прикрывающих их истребителей Ме-109. Камозин приказал ведомым сомкнуть строй и приготовиться к атаке. Пятерка «лаггов» устремилась навстречу вражеским истребителям. Поймав ведущего первой пары немецких истребителей в прицел, Камозин с 200 метров ударил из пушки и пулемета по кабине и мотору самолета противника. Ме-109 опрокинулся и заштопорил к земле. Почти сразу же за ним стал падать и его напарник, сбитый одним из ведомых Камозина, который, не теряя времени, ринулся в атаку на следующую пару Ме-109. Сблизившись с самолетом врага, он меткой очередью сбил его. Тем временем пара «яков» атаковала вставшие в круг для бомбометания Ю-87. Лейтенант С.М.Колесников и ст. сержант Ф.Б.Варфоломеев уничтожили по «юнкерсу», но сами были сбиты. В разгар боя к немцам подошло подкрепление: шесть-семь Ме-109 (по другим данным 15—16). Началось то, что летчики называют «собачьей свалкой». Боевой порядок окончательно рассыпался, каждый летчик действовал самостоятельно. Постепенно бой перешел на виражи, где «лагги» имели некоторые преимущества перед Ме-109. После меткого удара Тоичкина заштопорил к земле очередной «мессер», как факел, вскоре вспыхнул другой. Но и советским летчикам пришлось нелегко. С резким снижением увел в сторону моря свою подбитую машину мл. лейтенант А.И.Догаев, выбросился на парашюте из кабины горящего «лагга» ст. сержант К.К.Поздняков.

Вся воздушная схватка продолжалась 10 минут. Несмотря на численное превосходство врага, советские летчики сбили восемь немецких самолетов (шесть Ме-109 и два Ю-87). Три вражеских машины уничтожил Камозин, две — Тоичкин и по одной Варфоломеев, Калмыков и Колесников. Свои потери — четыре самолета. Не вернулся командир звена Догаев.

 

Во второй половине дня тяжелый воздушный бой пришлось выдержать и летчикам 36 иап и 267 иап. Девять И-153 и четыре И-16, вылетев на штурмовку в район балки Сосновка, встретили при подходе к цели группу немецких самолетов. Четыре Ме-110 под прикрытием пары Ме-109 заходили на штурмовку боевых позиций советских войск. Ведущий группы самолетов 36 иап ст. политрук В.Е.Чернецов повел своих ведомых в атаку на «сто десятых». Завязался бой на виражах. Более верткие И-16 успешно уворачивались от атак врага, стремясь зайти в хвост немецким машинам. Ст. лейтенанту С.С.Азарову удалось, выпустив РС-82, подбить один из Ме-110. Пара Ме-109 тем временем атаковала «чайки». Очередь прошила машину лейтенанта Ф.И.Черного. Поврежденный самолет врезался в гору и взорвался. «Мессершмитты» зашли в атаку на следующий И-153. На помощь пришел ст. лейтенант В.Е.Солдатов. Заложив свой И-16 в крутой вираж, он сблизился с одним из Ме-109 и меткой очередью поразил его. Вражеский истребитель рухнул на южные скаты горы Лысая.

 

День 7 октября стал одним из самых сложных и тяжелых в истории 236 иад. Летчики дивизии сбили или серьезно повредили 18 немецких самолетов (девять Ме-109, семь Ме-110, два Ю-87), но и сами потеряли девять боевых машин. Многие самолеты получили повреждения. В 246 иап в строю осталось всего шесть истребителей, а в 518 иап один. Погибли три летчика, судьба еще троих была неизвестна (они вернулись в свои части лишь через несколько дней).

 

Источники информации:

1. Феоктистов С.И. В небе Туапсе. — Туапсе, 1995.

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.