Лисачев Иван Тимофеевич
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Родился 30.05.1910 г. на станции Славянск Донецкой области.
С декабря 1931 по июль 1942 года - студент Днепропетровского института инженеров транспорта, откуда в июле 1932 года по спецнабору был отправлен в Красную Армию. В Армии получил военное образование: в 1934 году окончил 1-ю школу пилотов им. Мясникова г. Кача, с 1938 по 1941 г. учился на заочном факультете командного состава Военно- Воздушной академии ВВС, окончил три курса.
По окончании школы пилотов с декабря 1934 г. служил летчиком в частях 15 авиабригады в г. Кировоград. С июня 1940 года - в составе 14 тбап (г. Борисполь). В июне 1941 г. на базе 14 тбап был сформирован новый болк, получивший на вооружение тяжелые бомбардировщики ТБ-7 (Пе-8). С момента формирования в начале войны и до Победы полк имел разные номера и наименования, прошел славный боевой путь. Именно с этим полком связана боевая судьба И.Т.Лисачева. Он был одним из первых летчиков, освоивших знаменитый ТБ-7 (Пе-8) весной 1940 года.
10.08.41 г. Иван Лисачев был командиром одного из кораблей первого тяжелобомбардировочного налета на Берлин. Из стартовавших тогда одиннадцати тяжелых бомбардировщиков их полка на свой аэродром вернулись только пять, в том числе и его, а также капитанов Асямова и Макаренко, ст. лейтенанта Чурилина и лейтенанта Бидного. Даже командир дивизии Герой Советского Союза Михаил Водопьянов, отбомбившись по вражеской столице, не смог дотянуть на израненной машине до линии фронта, посадил ее на лес на северном берегу Чудского озера и оттуда выбирался к своим.
24.08.42 г. при выполнении боевого задания над Смоленском зенитной артиллерией был сбит самолет Пе-8 с экипажем:
командир эскадрильи майор И.Т.Лисачев;
командир корабля лейтенант И.П.Кирьянов;
штурман корабля ст. лейтенант Н.К.Буряк;
стрелок-бомбардир ст. лейтенант И.Д.Чернов;
стрелок-радист старшина И.Г.Мысник;
ст. борттехник воентехник 1 ранга Н.И.Ефимов;
ст. борттехник воентехник 1 ранга А.А.Менжесов;
воздушный стрелок старшина И.М.Бредун;
воздушный стрелок ст. сержант Г.А.Григорьев;
воздушный стрелок ст. сержант Г.В.Шепель;
воздушный стрелок сержант Н.Н.Петухов.
02.09.42 г. в часть вернулись И.Т.Лисачев и И.М.Бредун, спустя еще неделю прибыли Н.К.Буряк и Г.В.Шепель. Также в начале сентября стало известно, что Г.А.Григорьев жив и находился в партизанском районе Смоленской области.
Уже к началу лета 1942 года экипажи эскадрильи Лисачева сделали 109 боевых вылетов ночью, сбросили на противника 344 тонны бомб и свыше 9 млн. экз. листовок.
За годы войны совершил более 100 ночных вылетов на средние и дальние цели, в числе которых были Берлин, Кенигсберг, Данциг, Тильзит и Варшава, Рига , Плоешти, Сталино, Орел, Курск. На хвосте самолета Лисачева всегда стояла красная единица.
Кроме боевой работы произвел испытание моторов АЧ30Б на самолете Пе-8, произвел 15 вылетов, лично подготовил более 43 летчиков и более 50 борттехников и их помощников.
В 1943 и в 1945 г. дважды вылетал на секретные спецзадания в Тегеран.
Участник парада Победы в Москве 24 июня 1945 г.
Дважды И.Т.Лисачева представляли к высшей награде Родины, но оба раза волею непредвиденных обстоятельств награды он не получил...
Известный писатель Александр Фадеев в газете «Красная Звезда» в одном из очерков писал - «Лисачев - могучий, рослый, широколицый, подлинный русский богатырь».
Благодаря личным усилиям И.Т.Лисачева самолеты 203 Гвардейского орловского авиаполка 45 Авиационной Гомельской дивизии 18 ВА начиная с 1948 года уже 61 год участвуют в главном параде страны 9 мая на Красной площади в Москве.
Боевой путь И.Т.Лисачева
06.1932 - 08.1934 – курсант 9 ВШЛ и ЛН г. Рогань
08.1934 - 12.1934 - курсант 1 ВШП им. Мясникова, г. Кача
12.1934 - 03.1935 - военный пилот 16 ИАЭ 15 АБ г. Кировоград
03.1935 - 04.1937 - военный пилот 57 ТБЭ 15 АБ г. Кировоград
04.1937 - 10.1937 - младший пилот 57 ТБЭ 15 АБ г. Кировоград
10.1937 - 06.1938 - командир корабля управления 15 АБ г. Кировоград
06.1938 - 06.1940 - командир н/отряда 14 АП г. Борисполь
06.1940 - 06.1941 - инспектор по технике пилотирования 14 ТАП г. Борисполь
06.1941 - 12.1941 - заместитель командира авиаэскадрильи 432 авиаполка 3 АДД Глав.ВС
12.1941 - 05.1942 - заместитель командира авиаэскадрильи 746 авиаполка 45 АДД Глав.ВС
05.1942 - 09.1943 - командир авиаэскадрильи 746 авиаполка 45 АДД Глав.ВС
09.1942 - 12.1945 - командир авиаэскадрильи 25 гвардейского авиаполка 45 АДД Глав.ВС
12.1945 - 1947 - заместитель командира 203 Гвардейского орловского авиаполка 45 Авиационной Гомельской дивизии 18 ВА
1947 - 1948 - командир авиаполка 203 гвардейского ОАП 45 АГД 18 ВА г. Орша
С 1948 года в запасе.
За время летной работы летал на самолетах: По-2, Р-1, Р-5, ТБ-3, Пе-2, Пе-8, Б-24, Б-25, Б-29, «Стерлинг», Ли-2, Си-47, Як-18, Як-11, Як-9.
Награды И.Т.Лисачева
1. Орден «Красное Знамя», Указ ПВС СССР от 22.10.1941 г.
2. Орден «Красное Знамя», Указ ПВС СССР от 18.08.1942 г.
3. Орден «Отечественая война 1 степени», приказ по авиации ДД No.0666/н от 06.11.1944 г.
4. Медаль «За боевые заслуги», Указ ПВС СССР от 03.11.1944 г.
5. Медаль «За оборону Москвы», Указ ПВС СССР от 01.05.1944 г.
6. Медаль «За победу над Германией», Указ ПВС СССР от 09.05.1945 г.
7. Медаль «30 лет Советской Армии и флота», Указ ПВС СССР от 22.02.1948 г.
8. Золотые именные часы от наркомата обороны СССР.
Имеет благодарности Верховного Главнокомандующего Вооруженных сил СССР за участие в боях по освобождению и взятию городов Орла, Брянска, Гомеля, Рига, Данциг, Кенигсберг.
Биографию подготовил Олег Лисачев
Возглавлял экипажи:
Члены экипажа | Функция | Период | Самолет | Примечание |
---|---|---|---|---|
Булатников Вениамин Васильевич | Летчик | 1943 - 1944 | Пе-8 | |
Томкевич Павел Гаврилович | Штурман | 1943 - 1944 | Пе-8 | |
Рязанов Степан Федорович | Стрелок-бомбардир | 09.42 - 08.44 | Пе-8 | |
Давыдов Константин Николаевич | Борттехник | 1943 - 1944 | Пе-8 | |
Зубрицкий Андрей Константинович | Пом. борттехника | 1943 - 1944 | Пе-8 | |
Павлов Михаил Иванович | Стрелок-радист | 1943 - 1944 | Пе-8 | |
Смирнов Владимир Иванович | Воздушный стрелок | 1943 | Пе-8 | |
Бредун Иван Моисеевич | Воздушный стрелок | 1943 - 1944 | Пе-8 | |
Баев Ашот Авдеевич | Воздушный стрелок | 1943 - 1944 | Пе-8 | |
Коваленко Иван Андреевич | Воздушный стрелок | 1943 - 1944 | Пе-8 | |
Усачев Константин Иванович | Летчик | 1944 | Пе-8 | |
Белоус Николай Артемьевич | Штурман | 1944 | Пе-8 | |
Клейменов Николай Степанович | Борттехник | 1944 | Пе-8 | |
Строганов Иван Евсеевич | Стрелок-радист | 1944 | Пе-8 |
Источники информации:
1. ОБД Мемориал, запись No. 9490350
2. ОБД Мемориал, запись No. 9490350&p=2
3. ОБД Мемориал, запись No. 51169954&p=3
4. Стефановский П. М. Триста неизвестных. М., Воениздат, 1968.
5. Голованов А.Е. Дальняя бомбардировочная. — М.: ООО "Дельта НБ", 2004.
6. ЦАМО, личное дело офицера Лисачева И.Т.
7. Материалы музея 203 гвардейского Орловского авиаполка г. Орел.
8. Газета «Донбасс» 25.04.2006.
9. Журнал Юность No.12 за 1961 г.
10. Владимир Раткин. Пе-8. Испытание войной.
11. Книга Памяти Украины. Т.7.
12. Газета тайны 20 века. No.37, октябрь 2005 г.
13. Материалы из семейного архива Лисачева О.Ю., внука Лисачева И.Т.
14. Материалы из интернет сайтов.
15. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 1560656147
16. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 12113500
17. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 36168947
18. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 1560822048
Фотогалерея
| ||||||
Комментариев пока нет | Добавить комментарий |
- Лисачев
- Контакты
Введите Ваши имя, фамилию, сообщение и e-mail
Например:
Ольга Иванова
olga@mail.ru
Внучка летчика. Ищу дополнительную информацию.
Поделиться страницей:
Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.
Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.