Орлов Виталий Дмитриевич

Золотая Звезда Героя Советского Союзаорден Ленинаорден Красного Знамениорден Красного Знамениорден Отечественной войны 1 степениорден Красной Звезды
Виталий Дмитриевич Орлов

Герой Советского Союза

Страна:

СССР

Годы жизни:

15.04.1923 - 

Место рождения:

Брянск, п. Белые Берега

Вид авиации:

Истребительная

Категория:

летчик

Места службы:

133 иап

05.43‑22.07.43

Летчик

98 окрап

09.43‑05.45

Командир звена истребителей

Боевых вылетов:

210

Воздушных побед:

4 индивидуальных

 

Орлов Виталий Дмитриевич – командир звена 98-го Пражского орденов Суворова и Кутузова гвардейского отдельного разведывательного авиационного полка Главного командования ВВС Советской Армии, гвардии старший лейтенант.

Родился 15 апреля 1923 года в посёлке Белые Берега (ныне – посёлок городского типа Фокинского районного совета города Брянск) в семье бригадира заготовителей шахтного леса. Русский. В 1931-1933 годах семья жила в Свердловской области. Затем, в связи со смертью отца, переехала обратно в Брянскую область и поселилась в городе Карачев. В 1935 году В.Д.Орлов переехал к брату отца в посёлок Старая Купавна Московской области. Там он в 1940 году после окончания 8-го класса поступил в аэроклуб на станции Чёрная Реутовского района. В марте 1941 года окончил курс обучения на самолёте У-2 и был направлен в Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

15 апреля 1941 года курсант В.Д.Орлов принял военную присягу. С началом Великой Отечественной войны обучение в школе было приостановлено, курсанты были направлены на строительство оборонительных сооружений под Севастополем, были привлечены к несению патрульной службы в Севастопольском оборонительном районе. В августе авиационную школу перебазировали в посёлок Красный Кут Саратовской области. Курсанты всю осень и зиму использовались для строительства зданий и сооружений своей школы, а в марте 1942 года приступили к освоению истребителя И-16. После окончания курса обучения на этом истребителе они начали освоение британского истребителя «Харрикейн» и параллельно (для желающих) – отечественного истребителя Як-7.

В.Д.Орлов быстро освоил истребитель Як-7. В мае 1943 года он был выпущен из школы и направлен на Центральный фронт в 133-й истребительный авиационный полк 234-й истребительной авиационной дивизии. Через месяц полк прибыл на полевой аэродром под Курском. В составе полка во время Орловско-Курской операции лейтенант В.Д.Орлов совершил более 20 боевых вылетов на прикрытие наземных войск от ударов авиации противника. 22 июля во время воздушного боя В.Д.Орлов был сбит и упал вместе с самолётом в расположении своих войск. Получил тяжёлые ранения обеих ног и был отправлен в госпиталь. После излечения лётчик в сентябре 1943 года был переведён в 98-й отдельный корректировочно-разведывательный авиационный полк в составе Центрального (впоследствии – Белорусского и 1-го Белорусского) фронта. Полк состоял из двух эскадрилий разведчиков-корректировщиков Ил-2 и одной эскадрильи истребителей Як-7 (а впоследствии – и Як-9), задачей которой было прикрытие в воздухе самолётов, выполнявших разведку и корректировку артиллерийского огня.

Ввиду малого количества истребителей прикрытия им приходилось в периоды активных боевых действий совершать до 5-6 вылетов в сутки. Полёты производились в составе пары или четвёрки. В этом полку В.Д.Орлов воевал до конца войны. Участвовал в составе 16-й воздушной армии в подготовке и проведении почти всех операций Центрального – Белорусского – 1-го Белорусского фронта, в частности, Черниговско-Припятской, Гомельско-Речицкой, Белорусской («Багратион») на территории Украины и Белоруссии, Висло-Одерской и Берлинской операций на территории Польши и Германии.

В самом начале операции «Багратион» 24 июня 1944 года наши войска, наступавшие на рогачёвско-бобруйском направлении, встретили упорное сопротивление противника, задержавшее продвижение войск. По заданию начальника разведки 1-го Белорусского фронта В.Д.Орлов во главе пары истребителей вылетел на визуальную разведку немецкого переднего края обороны на участке длиной 25 км. В процессе полёта он многократно снижался до высоты 25-50 м и с этой высоты определял наличие живой силы, огневых точек, оборонительных сооружений и техники врага. Результаты наблюдений он передавал по радио. Немцы вели огонь по его самолёту их всех видов оружия, но он отлично справился с боевым заданием. По результатам этой разведки были проведены прицельные артиллерийская и авиационная обработка немецкого переднего края, и наступление наших войск было возобновлено. В тот же день 24 июня 1944 года во время прикрытия корректировщика Ил-2 в районе населённого пункта Новосёлки северо-западнее города Рогачёв В.Д.Орлов получил сообщение о том, что в данном районе находится немецкий самолёт-корректировщик ФВ-189, управляющий огнём артиллерии. В.Д.Орлов разыскал этот самолёт и несколькими очередями сбил его.

25 августа 1944 года при выполнении боевого задания в районе города Вышкув (в 60 км северо-восточнее Варшавы) В.Д.Орлов во главе пары Як-9д прикрывал самолёт Ил-2 и был атакован шестью немецкими истребителями ФВ-190. Умелым манёвром В.Д.Орлов отсёк атаки истребителей от штурмовика Ил-2 и связал их боем, дав возможность прикрываемому самолёту без повреждений вернуться на свой аэродром.

10 сентября 1944 года В.Д.Орлов в паре Як-9 прикрывал Ил-2, корректировавший огонь артиллерии по переправе противника через Вислу в районе Прага (пригород Варшавы). Четыре немецких истребителя ФВ-190 атаковали наш корректировщик. Завязался неравный воздушный бой, в котором В.Д.Орлов сбил вражеский истребитель и дал возможность прикрываемому самолёту выполнить боевую задачу. В результате корректирования переправа была разрушена.

21 октября 1944 года В.Д.Орлов, ведущий пары, вылетел на прикрытие самолёта Ил-2, производившего визуальную разведку в районе Панове – Барове северо-западнее Варшавы. Ведомый из-за неисправности своего самолёта вернулся на аэродром. Оставшись один, В.Д.Орлов заметил 10 самолётов ФВ-190, которые, построившись в круг, бомбили боевые порядки наших войск. Используя облачность и преимущество в высоте, В.Д.Орлов сверху атаковал вражеские самолёты и сбил один из них.

8 марта 1945 года В.Д.Орлов прикрывал самолёт Ил-2, производивший визуальную разведку в районе города Кюстрин (Костшин). Два самолёта ФВ-190 пытались атаковать самолёт-разведчик. В.Д.Орлов отразил атаку, завязал воздушный бой и подбил один вражеский самолёт, который с дымом и снижением ушёл на запад. Экипаж разведчика успешно выполнил своё задание, обнаружив 5 батарей противника.

24 марта 1945 года, прикрывая самолёт Ил-2, фотографировавший оборону противника в районе северо-западнее города Кюстрин, В.Д.Орлов в паре с ведомым встретил два ФВ-190 и навязал им воздушный бой, в результате чего самолёты противника сбросили бомбы на расположение своих войск и ушли обратным курсом.

За время войны В.Д.Орлов совершил 210 боевых вылетов, из них 187 – на прикрытие своих самолётов-разведчиков и корректировщиков, не потеряв при этом ни одного охраняемого самолёта. В воздушных боях сбил лично четыре самолёта. При прикрытии В.Д.Орловым в результате работы самолётов-разведчиков и корректировщиков было уничтожено и подавлено 65 артиллерийских батарей, разрушено 5 переправ, уничтожено 24 танка и 26 автомашин, сфотографирован 7651 квадратный километр площади обороны противника.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 мая 1945 года за образцовое выполнение заданий командования, проявленное мужество и героизм Орлову Виталию Дмитриевичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 6778).

После окончания Великой Отечественной войны В.Д.Орлов продолжил служить в ВВС на лётно-командных должностях. В феврале 1946 года его полк передислоцировали в Грузию, в город Миха Цхакая, где он освоил американские самолёты «Аэрокобра» и «Кингкобра». В ноябре 1946 года В.Д.Орлов был переведён в парадную дивизию на аэродром в Кубинке (Московская область), где освоил реактивные истребители Як-15, Як-17, Ла-15, МиГ-15 и МиГ-17. На этих самолётах он участвовал в семи воздушных парадах над Красной площадью в Москве.

В 1949 году В.Д.Орлов окончил высшие курсы усовершенствования командного состава ВВС в Таганроге, был аттестован на должность командира полка и направлен в группу советских войск в Китайскую Народную Республику, на полуостров Ляодунь.

В 1952-1957 годах учился в Академии ВВС (Монино, Московская область) на командно-штабном факультете. После окончания Академии в 1957-1960 годах командовал полком истребителей в Закарпатье. В 1960 году был назначен помощником командира истребительной авиационной дивизии по огневой и тактической подготовке в Южной группе войск в Венгерской Народной Республике. Там он освоил самолёт МиГ-21 всех модификаций. Затем был переведён в Одесский военный округ на должность заместителя командира истребительной авиационной дивизии для переучивания лётного состава на самолёт МиГ-21.

В 1965 году военный лётчик 1-го класса полковник В.Д.Орлов по состоянию здоровья был уволен в запас, а в 1970 году – в отставку.

После ухода в запас он вернулся с семьёй в город Старая Купавна. Работал испытателем авиационных агрегатов на Балашихинском заводе «Рубин». С 1969 года работал в Старой Купавне заместителем директора базы № 1 «Химреактив», заместителем директора НИИ по биологическим испытаниям химических соединений, заместителем начальника отдела проектирования природоохранных объектов химико-фармацевтического комбината «Акрихин».

С 1976 года – на пенсии. В.Д.Орлов принимал и принимает активное участие в общественной жизни города и Московской области. Он трижды избирался в Совет народных депутатов, возглавлял административную комиссию, является членом клуба Героев Советского Союза, Совета ветеранов города Старая Купавна, Ногинского района и Московской области. Часто встречается со школьниками, студентами, молодыми воинами, внося свой вклад в патриотическое воспитание молодёжи.

Участвовал в Парадах Победы 1995 и 2005 годов в Москве.

Награждён орденом Ленина (31.05.1945), двумя орденами Красного Знамени (22.05.1944, 17.07.1944), орденом Отечественной войны 1-й степени (11.03.1985), орденом Красной Звезды (30.12.1956), медалями.

Почётный гражданин Старой Купавны, Ногинска и Московской области.

Ежегодно в Старой Купавне проходит спортивный турнир по борьбе дзюдо Москвы и Московской области имени Героя Советского Союза В.Д.Орлова.

 

Биография подготовлена Леонидом Шейнманом (город Ижевск)

 

Основные материалы для подготовки биографии – письмо В.Д.Орлова и копия наградного листа –
предоставлены Александром Куриловым (посёлок Белые Берега Брянской области)

 

Список известных побед


 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

 

 

 

  • Контакты

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.