Маликов Илья Антонович

Золотая Звезда Героя Советского Союзаорден Ленинаорден Ленинаорден Красного Знамениорден Отечественной войны 1 степени
Маликов Илья Антонович

Герой Советского Союза

Страна:

СССР

Годы жизни:

04.08.1921 - 18.05.1990

Место рождения:

Липецкая обл., Чаплыгинский р-н, с. Истобное

Вид авиации:

Бомбардировочная

Категория:

летчик

Места службы:

128 бап

01.06.42‑29.08.42

Летчик

128 бап

03.43‑05.45

Командир звена

Боевых вылетов:

116~

 

Родился 30 июля 1921 г. в селе Истобное Колыбельской волости Раненбургского уезда Рязанской губернии (ныне Чаплыгинский район Липецкой области). Русский. В 1936 г. окончил 7 классов школы в селе Буховое. С 1936 г. жил в поселке Истомкино (ныне в черте города Ногинск Московской области). В 1938 г. окончил школу ФЗУ при заводе "Электросталь" в городе Электросталь Московской области. В 1938-1939 гг. работал учеником токаря на этом заводе, в марте-сентябре 1939 г. – разносчиком почты в районной конторе связи, в 1939-1940 гг. – счетоводом на Истомкинской ленточной фабрике. В 1939 г. окончил Ногинский аэроклуб.

В армии с апреля 1940 г. В январе 1941 г. окончил Кировабадскую военную авиационную школу летчиков. Служил в ВВС летчиком отдельной корпусной авиаэскадрильи механизированного корпуса (в Одесском военном округе).

Участник Великой Отечественной войны: в июне-июле 1941 – летчик 2-й отдельной корпусной авиаэскадрильи 2-го механизированного корпуса (Южный фронт), в июле-августе 1941 – летчик 18-й авиационной дивизии (Юго-Западный фронт). Участвовал в оборонительных боях в Молдавии и на Украине. Совершил около 20 боевых вылетов.

В марте 1942 г. окончил Учебный центр ВВС в городе Кировабад (ныне город Гянджа, Азербайджан), где переучился на пикирующий бомбардировщик Пе-2.

В июне-августе 1942 г. – летчик 128 бап (Калининский фронт). Участвовал в Ржевской битве. Совершил 43 боевых вылета на бомбардировщике Пе-2.

29.08.42 г. при выполнении боевого задания в районе города Ржев (Тверская область) его самолет был поражен снарядом зенитной артиллерии. И.А.Маликов был тяжело ранен – у него была перебита правая нога ниже колена. Сумел довести самолет до своей территории и посадить его без шасси. После этого потерял сознание и был отправлен в медсанбат, где ему ампутировали правую ногу ниже колена. После этого до марта 1943 г. находился на излечении в госпиталях.

В марте 1943 г. вернулся в свой полк (на Центральный фронт) и вскоре начал летать на связном самолете У-2. Выполнил около 100 полетов для доставки донесений, почты и медикаментов, а также для доставки технического состава к местам вынужденных посадок самолетов. Летом 1943 г. добился разрешения продолжать боевые вылеты на бомбардировщике Пе-2.

В июне 1943 – мае 1945 г. – ст. летчик и командир звена 128 бап. Воевал на Центральном (июнь-октябрь 1943), Белорусском (октябрь 1943 – февраль 1944) и 1 Белорусском (февраль 1944 – май 1945) фронтах. Участвовал в Курской битве, Черниговско-Припятской, Гомельско-Речицкой, Калинковичско-Мозырской, Рогачевско-Жлобинской, Бобруйской, Варшавско-Познанской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях.

Всего за время войны совершил около 116 боевых вылетов, из них 96 – на бомбардировщике Пе-2 (53 из которых – после ампутации ноги), а также около 100 вылетов на связном самолете У-2.

15.05.46 г. И.А.Маликову присвоено звание Героя Советского Союза.

После войны продолжал службу в ВВС заместителем командира авиаэскадрильи бомбардировочного авиаполка (в Группе советских войск в Германии). С июня 1946 г. ст. лейтенант И.А.Маликов – в отставке.

В марте-ноябре 1947 г. – директор Баженовского санатория в поселке Белоярский (Свердловская область), в 1947-1951 гг. – директор Шишимского дома отдыха в деревне Слобода (ныне в составе городского округа Первоуральск Свердловской области), в 1951-1955 гг. – директор Верхотомского дома отдыха в селе Верхотомское (Кемеровский район Кемеровской области).

В 1955-1958 гг. – директор автобазы Управления торговли города Кемерово. В 1957 г. окончил Кемеровское автомобильное училище. В 1958-1961 гг. – начальник 4-го автохозяйства Кемеровского областного автоуправления. В 1960 г. окончил курсы при Омском автодорожном институте.

В июне-сентябре 1961 г. – линейный механик механизированной колонны No.4 объединения "Сибэлекросельстрой" (город Кемерово), в 1961-1964 гг. – ст. диспетчер Кемеровского комбината крупнопанельного домостроения.

В 1964-1977 гг. работал на Невинномысском азотно-туковом заводе, заместителем управляющего базы снабжения "Ставрополькрайснаб" и уполномоченным базы "Вторцветмет" в Невинномысске.

Жил в городе Невинномысск Ставропольского края. Умер 18.05.1990 г. Похоронен в Невинномысске.

Награжден двумя орденами Ленина, орденами Красного Знамени , Отечественной войны 1 степени, медалями, польской медалью.

В Невинномысске на доме, в котором он жил, установлена мемориальная доска.

См. также:

17.01.45

 

Источники информации:

1. Герои Советского Союза. Краткий биографический словарь. В 2-х томах. — М.: Воениздат, 1987, 1988 гг.

2. Герои страны

3. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 150020751

4. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 10034900

5. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 19030372

6. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 1516277906

 

 

 

 

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.