Рашутин Анатолий Иванович

орден Отечественной войны 1 степениорден "Знак Почета"медаль "За оборону Москвы"
Рашутин Анатолий Иванович

Страна:

СССР

Годы жизни:

06.05.1922 - 07.04.1999

Место рождения:

Тюменская обл., с. Новая Заимка

Вид авиации:

Разведывательная

Категория:

стрелок

Места службы:

2 апдр/47 гапдр

06.41‑09.07.43

Стрелок-радист

 

Родился 6 мая 1922 г. в с. Новая Заимка (в настоящее время село относится к Заводоуковскому району Тюменской области). В 1929 г. отец по ложному доносу оказался в пересыльной тюрьме в Тюмени, в связи с чем семья перебралась в Тюмень. В Тюмени Анатолий Рашутин пошел в школу и окончил среднюю школу No.1 в 1940 г. На призывной комиссии был признан здоровым, годным к службе на флоте и в авиации.

В 1940 г. зачислен в школу воздушных стрелков-радистов, в которой обучался с ноября 1940 г. по май 1941 г. После сдачи экзаменов направлен в авиаотряд ПВО г. Москвы, который базировался вблизи ст. Апрелевка.

С началом Великой Отечественной войны направлен в Монино, в формирующийся 2-й авиационный полк дальней разведки Главного Командования Красной Армии и зачислен в экипаж Пе-2 (как написано в воспоминаниях А.И.Рашутина, летчик - ст. лейтенант Борцов Алексей Степанович, штурман - майор Швырков Павел Алексеевич).

09.07.43 г. в составе другого экипажа А.Рашутин вылетел на выполнение боевого задания по фотографированию г. Таллина. При фотографировании железнодорожного узла и бухты подверглись шквальному обстрелу зенитных батарей. Высота полета самолета составляла около 7 км. Обстрел велся залпами – кругом были разрывы зенитных снарядов. В результате обстрела загорелся один двигатель. Командир экипажа был опытным летчиком – он ввел самолет в пикирование и сорвал пламя. До своей территории оставалось 37-38 минут. Не долетев 6-7 минут, экипаж обнаружил, что отказал второй мотор. Пришлось приземляться где-то около леса на просеку.

У Анатолия Рашутина были сломаны нога и ключица, и рассечено лицо ото лба до подбородка. Члены экипажа вытащили его из кабины через верхний люк, от резкого удара о землю Рашутин потерял сознание.

Очнулся в сумерках, когда его, уже раздетого, тащили на палатке немцы.

Рашутин был доставлен в г. Псков, потом группу перевезли в городок вблизи границы Латвии и Эстонии. Затем более 300 человек было отправлено в концентрационный лагерь Аушвиц (Освенцим). Позже Рашутин был переведен концлагерь Майданек (г. Люблин), и находился там до июля 1944 года.

Домой, в Тюмень Анатолий Рашутин вернулся 09.10. 44 г. Хотел поступить в Уральский политехнический институт, куда фронтовиков принимали без экзаменов, но в зачислении ему отказали. Решил поступать в радиотехникум в Свердловске, но и туда его не взяли. Причиной отказа в поступлении было пребывание в плену. И позже, когда уже работал, более десяти лет он подвергался всевозможным проверкам через военкомат, НКВД (КГБ) и пр.

В конце концов, А.Рашутин окончил электромеханический техникум, работал в проектных организациях Тюмени, и за добросовестный труд был награжден орденом «Знак Почета».

Но самой дорогой наградой он считал медаль «За оборону Москвы».

 

Биографию подготовила Вера Анатольевна Рашутина

 

 

***

Обстоятельства последнего вылета А.Рашутина. По материалам сайта Виртуальная энциклопедия военной авиации.

Экипаж разведчика (летчик капитан Дрыгин, штурман старший лейтенант Рыжков, стрелок-радист старший сержант Белов и воздушный стрелок сержант Рашутин) возвращался с боевого задания, … пришлось идти на вынужденную посадку с убранным шасси. Экипаж, забрав документы и затыльники пулеметов, благополучно покинул самолет. Обнаружив, что к ним приближались солдаты противника, пытался поджечь машину. Но из этого ничего не получилось, поскольку не удалось открыть бензобаки.

"Оставив у самолета (по его собственной просьбе) воздушного стрелка сержанта Рашутина, раненого в обе ноги во время перелета на высоте около 100 метров переднего края обороны противника, - говорилось в докладе начальника штаба 3-й ВА генерал-майора Дагаева начальнику штаба Калининского фронта генерал-лейтенанту Курасову - экипаж под огнем противника отошел в северо-восточном направлении и после 22 часов блужданий, был обнаружен в районе Белая Липа (4 км восточнее Гороховье), откуда был направлен в штаб 31 СБр и в дальнейшем в свою часть".

Как следует из доклада подполковника Азарова начальнику штаба 3-й ВА, часть солдат противника до 20 человек пыталась преследовать уходивший в сторону леса экипаж. При этом между ними завязалась перестрелка, во время которой были пленены два раненых немца. У них забрали чистую карту местности и летный шлем. Пленные немцы были доставлены в расположение наших войск, из допроса которых стало известно, что раненого стрелка Ту-2 противник забрал с собой.

Летал в экипажах:

Командиры экипажа Функция Период Самолет Примечание
Борцов Алексей СтепановичЛетчик1941 - 1942Пе-2

 

 

Источники информации:

1. ОБД Мемориал, запись No. 80906191

2. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 1519923410

3. Леля Распутина. По тропинке памяти

 

Фотогалерея

Рашутин Анатолий Иванович

Рашутин Анатолий Иванович

Источник: Из семейного архива

 

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

 

 

  • Рашутин

 

  • Контакты

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.