Ткаченко Валериан Григорьевич

орден Красного Знамениорден Красной Звездыорден Красной Звезды

Страна:

СССР

Годы жизни:

1911 - 

Место рождения:

Воронежская обл., Волоконовский р-н, х. Новый

Призван в армию:

Мариупольский ГВК г. Мариуполь

Вид авиации:

ДБА, АДД

Категория:

штурман

Звания:

капитан, майор

Места службы:

420 дбап

10.08.41‑12.41

Штурман

748 апдд

12.41‑02.42‑?

Штурман звена

890 апдд

?‑02.43‑16.09.43

Штурман корабля

 

Участник советско-финляндской войны с 15.11.39 по 12.03.40 г.

В Великой Отечественной войне участвовал с 10.08.41 г. в составе 420 дбап.

Участник налета на Берлин 10.08.41 г. в составе экипажа Ер-2 лейтенанта В.М.Малинина.

С декабря 1941 г. служил в составе 748 апдд.

В ночь на 16.09.43 г. 8 самолетов Пе-8 из 746 апдд и 890 апдд наносили удар по артиллерии противника на опорных позициях Беззаботинской арт. группировки противника. С боевого задания не вернулся Пе-8 с экипажем: командир корабля майор Н.А.Ермаков, штурман корабля майор В.Г.Ткаченко, летчик мл. лейтенант Л.С.Фридман, стрелок-бомбардир мл. лейтенант И.Х.Клочков, ст. борттехник инженер-капитан И.С.Гончаров, пом. борттехника ст. техник-лейтенант В.Я.Горшков, стрелок-радист старшина В.К.Рябец, воздушный стрелок сержант В.А.Хардиков, воздушный стрелок ст. сержант М.И.Гурьянов, воздушный стрелок сержант П.А.Старков, воздушный стрелок мл. сержант В.Ф.Курячий.

Согласно исследованиям Ильи Прокофьева, основанных на архивных материалах, находках поисковиков отряда «Рубин» и работах военного корреспондента Василия Федоровича Киенко и гатчинского журналиста Августа Густовича Ярковца, можно частично восстановить судьбы экипажа.

После сбрасывания бомб по цели штурман дал команду идти курсом 180. Пройдя этим курсом несколько минут, самолет был пойман лучами прожекторов. Центральный стрелок-пушкарь предложил командиру корабля отвернуть самолет вправо от заданного курса. Через несколько секунд самолет был атакован истребителями противника справа спереди. Трасса огня прошла через Ф-1 в машину – в кабину штурмана и левую плоскость самолета, где возник пожар, а затем последовал взрыв. Пламя огня ворвалась в кабину борттехника и летчика. Командир корабля подал команду: «Всем прыгать!» Большая часть экипажа покинула самолет с парашютами. Самолет упал в поселке Елизаветино, в 20 км от Гатчины прямо на огороды и сильно горел.

Вместе с самолетом погибли воздушные стрелки: сержант Хардиков, мл. сержант Курячий и второй пилот мл. лейтенант Фридман. Немцы, которые располагались в поселке, оцепили место падения и не подпускали никого из местных жителей в течение трех дней. Позже местные жители похоронили погибших. На табличке, которая была прикреплена к памятнику, было написано, что здесь похоронены летчики и была указана фамилия одного из погибших – Курячий. Его документы нашли на теле одного из погибших. Позже могилу перенесли на братское воинское захоронение у станции Елизаветино. Когда переносили могилу, в ней обнаружили полный скелет только одного человека, а рядом лежали сильно обгоревшие кости еще несколько человек.

Командир корабля майор Ермаков примерно две недели укрывался от немцев и погиб в перестрелке с полицаями и немцами. Его тело похоронили местные жители. В 80-х годах лесу, который находился рядом с дорогой, идущей на деревню Дубицы, была могила неизвестного летчика в звании майор. Это в трех километрах от места, где найдены обломки самолета Ермакова.

Штурман корабля, майор Ткаченко со стрелком-бомбардиром мл. лейтенантом Клочковым сумели по лесам и болотам за две недели изнурительного пути в голоде и холоде добраться до деревни Чолово. На десятые сутки странствий они вышли в район озера в лесу в километрах 10-15 от Чолово и наткнулись на засаду немцев. Клочкова схватили, а Ткаченко сумел скрыться от погони и на вторые сутки пришел в Чолово (по другой версии в деревню Черново), где неожиданно встретил местную женщину, которая собирали бруснику. Женщина помогла Ткаченко укрыться в деревне, и он на протяжении некоторого времени жил там, пока не был арестован полицаями. Cогласно документам ЦАМО майор Ткаченко находился в плену с июля 1943 г. по 11.04.45 г. и уволился из армии по болезни в 1947 г.

02.10.43 г., перейдя линию фронта, вернулись в часть два члена экипажа сбитого бомбардировщика: ст. техник-бортовой инженер-капитан Иван Гончаров и помощник борттехника ст. техник-лейтенант Василий Горшков.

Воздушный стрелок старшина Василий Рябец, спускаясь на парашюте, зацепился за дерево и завис на нем, после чего попал в плен и был доставлен в концлагерь города Гатчина. Вернулся из плена 27.05.45 г.

В послевоенное время на встречах ветеранов велись разговоры о том, что видели в плену воздушного стрелка самолета ст. сержанта Михаила Гурьянова, а со стрелком-бомбардиром экипажа мл. лейтенантом Иваном Клочковым встречались другие военнопленные в одном из концлагерей в польском городе Лодзи. Иван Клочков 13.07.45 г. репатриирован из плена и по состоянию на октябрь 1962 г. проживал в Великомихайловском районе Одесской области. Судьба Михаила Гурьянова остается неизвестной. В документах ЦАМО он значится как не вернувшийся с боевого задания.

Воздушный стрелок сержант Павел Старков также значится не вернувшимся с боевого задания, но в материалах, собранных В.Ф.Киенко, говорится, что в 60-х годах ему удалось связаться со Старковым. Вероятно он спасся на парашюте, но его дальнейшая судьба неизвестна.

Летал в экипажах:

Командиры экипажа Функция Период Самолет Примечание
Шамрай Андрей ЯковлевичКомандир корабля1943Пе-8
Архаров Павел МихайловичКомандир корабля1943Пе-8
Ермаков Николай АлександровичКомандир корабля? - 16.09.43Пе-8Погиб

 

 

Источники информации:

1. ЦАМО, ф. 20109, оп. 1, д. 26. Журнал боевых действий 45 тбад с 05.11.42 по 22.10.43 г.

2. Илья Прокофьев. Легенда одиннадцати судеб

3. ОБД Мемориал, запись No. 53124888

4. ОБД Мемориал, запись No. 53124887

5. ОБД Мемориал, запись No. 74608174

6. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 19041870

7. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 47003537

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

 

 

  • Ткаченко

 

  • Контакты

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.