Орлов Алексей Максимович
![]() ![]() ![]() |
![]() |
| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Родился 26.08.1920 г. в селе Аршиновка Нижнеломовского района Пензенской области. После окончания семи классов в городе Мытищи Московской области поступил в Качинскую Краснознаменную военную авиационную школу им. А.Ф.Мясникова. В декабре 1940 г. старшина Орлов получил назначение в 16-й иап, который базировался в г. Люберцы Московской области. В этом полку перехватывал вражеские самолеты, рвущиеся к столице.
В августе 1941 г. направлен в 17-й иап на Юго-Западный фронт.
28.09.41 г. переведен в состав 487-го иап, формировавшийся в Люберцах. С этим полком прибыл на защиту Воронежа. 26.06.42 г. летчик старшина А.М.Орлов вместе с ведущим вылетел на перехват немецкого самолета-разведчика, которого рано утром на высоте 8000 метров обнаружили посты ВНОС. Немецкий самолет летчики догнали над Боринскими заводами (сейчас – село Боринское Липецкой области), что в ста километрах от Воронежа.
Немцы открыли огонь и повредили самолет ведущего, который вынужден был уйти на посадку. Оставшись один на один с врагом, старшина Орлов догнал разведчика, стремящегося уйти от преследования. Истребитель подлетел на близкое расстояние так, что Орлову были видны лица летчиков с кислородными масками. Летчик МиГа испытывал кислородное голодание. У него участился пульс и дыхание, появилась вялость, труднее стало прицеливаться. Собрав силы, пилот открыл огонь из трех пулеметов. Пули, выпущенные из истребителя, впились в хвост самолета, но тот продолжал лететь. Верхний и нижний воздушные стрелки разведчика пулеметными очередями не давали подойти близко к врагу. Одна из очередей, выпущенных верхним воздушным стрелком, попала в двигатель МиГа. Крупнокалиберные пули разбили водяной и масляный радиаторы. Горячая вода и масло брызнули в лицо летчику, кабину заволокло дымом. Лишившись смазки и охлаждения, мотор нашего истребителя через несколько минут грозило заклинить, и он бы вышел из строя.
Понимая это, Орлов решил использовать последние ресурсы и дал полный газ, догнал разведчикаа тпрпнил его. От удара Орлов на некоторое время потерял сознание. Очнувшись, он вывел самолет из штопора и попытался дотянуть до липецкого аэродрома. Пролетев еще несколько километров, машина перестала слушаться хозяина. Орлов, не выпуская шасси, спланировал на зеленое поле и приземлился на фюзеляж. От удара о землю летчик потерял сознание – и очнулся только через сутки в лазарете. Сбитый немецкий самолет упал южнее Ельца, а летчики выбросись с парашютами и были взяты в плен.
В 1943 г. лейтенант А.М.Орлов переведен в состав 907-го иап ПВО.
За годы войны одержал 7 личных побед и 1 в группе.
Закончил войну он в городе Лансберге в Германии. В 1947 г. уволен в запас, но писал рапорты о восстановлении в армии. Через пять лет, благодаря проявленной настойчивости, Орлова вернули в ВВС. Работал старшим летчиком-инструктором в 771-м учебном авиационном полку в городе Каменка Пензенской области. В конце 1958 г. капитан Орлов уволен в запас.
Награжден двумя орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 2 степени.
Источники информации:
1. Данные Владислава Антипова.
2. М. Ю. Быков. Все Асы Сталина 1936—1953 гг.. — Научно-популярное издание. — М.: ООО «Яуза-пресс», 2014. — С. 19. — 1392 с. — (Элитная энциклопедия ВВС). — 1500 экз. — ISBN 978-5-9955-0712-3.
3. Всенародная книга памяти Пензенской области
4. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 18790712
5. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 32949909
6. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 1514013375