35-й истребительный авиационный полк ПВО
487-й истребительный авиационный полк ПВО
146-й гвардейский истребительный авиационный полк ПВО

Примечание: в авиации ПВО было два полка с номером 35. Один 35-й иап ПВО воевал в составе Батумского района ПВО. О другом идет речь ниже.

 

Командиры полка

Звание Имя Период Примечание
капитан, майор Михаил Федорович Куреш 17.01.42 - 16.11.42  
майор Николай Федорович Фунтов 16.11.42 - 28.02.43  
майор Алексей Афанасьевич Зюзя 03.03.43 - 16.07.43  
майор Иван Федорович Федоров 16.07.43 - 12.10.43  
майор, подполковник Николай Калинникович Гришков 01.11.43 - 1949  

 

В действующей армии:

  • 20.10.41 - 09.10.43 (487 иап)
  • 09.10.43 - 01.01.45 (146 гиап)

35 иап сформирован приказом по 6 иак ПВО No. 0010 от 30.07.41 г. по штату 3-х эскадрилий. Основой полка послужила 2-я аэ 34 иап в связи с переходом с пятиэскадрильного состава на трехэскадрильный. Из состава 34-го иап при формировании было выделено 25 самолетов МиГ-3, из них 3 самолета потерпели аварию, а один самолет сгорел при катастрофе. По штату полагалось 32 МиГ-3, транспортный самолет ПС-84 и один самолет УТИ-2.

По состоянию на 08.08.41 г. в наличии имелись 21 МиГ-3 и 1 УТИ-4. В этом составе полк влился в ряды защитников столицы и нес напряженную боевую работу по отражению налетов вражеской авиации на Москву, базируясь на аэродроме Суково.

13.08.41 г. полк получил наименование 419 иап.

15.08.41 г. полк вновь получил наименование 35 иап (т.е. 419-м он был всего двое суток!)

Приказом по 6 иак ПВО от 24.08.41 г. полку в составе 20 экипажей было приказано вместе с 12, 17, 25, 28, 35, 121 иап передислоцироваться к новому месту назначения. Полк переходил из подчинения 6-го иак ПВО Московского Военного Округа в подчинение 7 иак ПВО Северного (Ленинградского) Фронта.

С 26.08.41 г. по 21.09.41 г. в составе 1 и 2-й аэ полк базировался на аэродромах Шум, Выстов, Горелое, Подборовье и прикрывал с воздуха в системе ПВО Ленинграда железнодорожные станции и участки: Мга - Волхов (Волховстрой); Мга - Шлиссельбург; и пунктов: Мга, Волхов, Шлиссельбург.

В боях на подступах к Ленинграду летчики полка проявили мужество, отражая налеты немецких бомбардировщиков и разведчиков. Кроме воздушных боев, полк производил разведывательные полеты над территорией, занятой противником в интересах 48 Армии.

На 07.09.41 г. в полку из 20 МиГ-3 оставались готовыми к вылетам 14 самолетов, остальные 6 требовали замены двигателя.

09.09.41 г. на аэродром Горелое перелетели 7 МиГ-3. Эта группа действовала отдельно от полка.

12.09.41 г. пять летчиков со своими самолетами переведены в 19 иап.

14.09.41 г. полк перебазировался на аэродром Подборовье где пробыл до 21.09.41 г. Боевых вылетов не осуществлялось, так как последние 5 МиГ-3 были отправлены в Череповец.

21.09.41 г. полку со всем личным составом, без самолетов, приказано перебазироваться в Москву на Люберецкий аэродром для доукомплектования и получения матчасти.

Приказом от 27.09.41 г. для доукомплектования полка была выделена эскадрилья 565 иап в полном штатном составе 10 экипажей. Эта эскадрилья вошла в полк под номером 3. Самолеты МиГ-3 в количестве 20 штук для 35 иап получены в том же 565 иап.

28.09.41 г. доукомплекстованный полк получил наименование 487 иап. (Формирование производилось во исполнение директивы заместителя НКО СССР от 27.08.41 г. No. 165258 о сформировании новых авиационных полков, в т.ч. 487-го иап в Люберцах, по штату No. 051/134.)

04.10.41 г. вошел в состав 101 иад ПВО Воронежа.

На вооружении имел самолеты МиГ-3 разных серий (от 4 до 29), преимущественно, оборудованные предкрылками и имевшие сокращенный запас горючего. Приближение фронта к Воронежу в июле 1942 г. вынудило перебазировать полк глубже в тыл, при этом многие неисправные истребители вывезти не удалось. В результате боевых повреждений, аварий и катастроф пришлось списать за июль 11 МиГов, количество исправных МиГ-3 не превышало двух-трех машин. В строй были введены все уцелевшие И-16 и И-153. Полк пополнили "старыми" летными кадрами из других частей ПВО Москвы, причем пятеро летчиков ранее воевали на МиГах. Но новые истребители этого типа в полк не поступали, пришлось срочно переучивать пилотов на истребитель ЛаГГ-3 непосредственно на фронте.

В июне 1943 г. полк базировался на аэродроме Щигры. Прикрывал участок ж/д Щигры – Черемисиново.

Преобразован приказом Наркома обороны СССР No. 299 от 09.10.43 г. в 146 гиап.

На вооружении имел самолеты Як-1, Як-7, Як-9.

 

Источники информации:

1. Форум сайта ВВС России: люди и самолеты.

2. Перечень No.11 соединений, частей и подразделений войск ПВО страны, входивших в состав Действующей армии в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

3. Михаил Быков. Вооружение истребительных полков ВВС РККА и ВМФ.

4. Данные Михаила Быкова.

5. Данные Владислава Антипова.

6. Рычило Б., Морозов М. Гвардейские авиационные полки 1941-45 гг. — Мир авиации, 2003, No. 2.

7. Медведь А.Н., Хазанов Д.Б., Маслов М.А. Истребитель МиГ-3. - М.: "Русское авиационное общество" (РУСАВИА), 2003.

8. Стефановский П.М. Триста неизвестных.

9. Синичкиянц А.М. Отечества крылатые сыны. - М.: "Мозаика", 2002.

 

 

 

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.