Проскурин Михаил Алексеевич

орден Ленинаорден Отечественной войны 2 степениорден Красной Звезды
Михаил Алексеевич Проскурин

Страна:

СССР

Годы жизни:

17.09.1914 - 19.07.2000

Место рождения:

Куйбышевская обл., Евлаховский р-н, Большая Сергеевка

В Красной Армии с:

12.1937

Вид авиации:

Истребительная

Категория:

летчик

Места службы:

565 иап

?‑27.09.41

Летчик

487 иап

28.09.41‑?

Летчик

Воздушных побед:

(10)

 

Родился 17.09.1914 г. в д. Большая Сергеевка ныне Евлаховского района Куйбышевской области. Русский.

В 1929 г. закончил неполную среднюю школу, после нее - ФЗУ. Работал токарем на заводе в г.Куйбышеве. Член ВКП(б) с 1942 г.

В РККА с 1937 г. В период с 25.12.37 по 16.06.39 г. курсант Оренбургского авиационного училища.

В августе 1941 г. переучился с И-16 на МиГ-3. Довоенный налет составил 480 часов.

Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 г.

Воевал на фронтах: Западный - 22.06.41 - 01.10.41, Юго-Западный - 01.10.41 - 25.09.42, Воронежский - 25.09.42 - 20.10.43, 1-й Украинский - 20.10.43 - 09.05.45.

Совершил 105 боевых вылетов, на счету имеет 10 сбитых самолетов.

Боевые награды: ордена Ленина, Красной Звезды, Отечественной войны 2 степени, медаль "За боевые заслуги".

Занимаемые должности:

16.06.39 - 25.09.42 - пилот;

25.09.42 - 25.06.43 - командир звена;

25.06.43 - 21.11.50 - зам. командира аэ;

21.11.50 - 24.05.52 - диспечер командно-диспечерского участка;

25.05.52 - 22.03.57 - начальник командно-диспечерского участка;

22.03.57 г. уволен в запас по состоянию здоровья.

После уволнения в запас работал в 1961-1987 гг. на промышленных предприятиях г. Бровары Киевской области.

Умер 19.07.2000 г. Похоронен в г.Бровары Киевской области.

***

03.06.42 г. летчик 487 иап лейтенант Проскурин южнее Липецка сбил самолет опытного германского экипажа, который возглавлял штурман обер-лейтенант Г.Шпет из отряда 3(F)/10.

Переживший войну летчик лейтенант Д.Пюттер вспоминал подробности рокового боя в одном из немецких авиационных журналов:

«Наш экипаж не испытывал особого почтения к русским истребителям: они часто «мазали», не умели заблаговременно набрать необходимую высоту перед выходом в атаку. Но в тот день мы встретили достойного противника, настоящего мастера своего дела... Достаточно сказать, что из всего нашего экипажа только мне одному посчастливилось выжить, а остальные были убиты пулеметным огнем.

Дело было так. Мы шли из Полтавы через Харьков в направлении Воронежа на высоте 7500 м, когда стрелок-радист доложил по СПУ (самолетному переговорному устройству): "Истребитель сзади, сбоку, примерно в 50 м от хвоста". В тот же момент раздалась очередь, которая прошила правую плоскость и двигатель, - это была классная стрельба. Винт сделал несколько неровных оборотов, после чего мотор выпал из узла крепления. Истребитель - а это оказался МиГ-3 - продолжал атаковать. Рядом со мной упал на пол кабины штурман - пули попали ему в лицо. Не подавал признаков жизни и нижний стрелок.

До линии фронта оставалось примерно 400 км. Началась неприятная тряска левого мотора, пришлось его выключить. Я решил сесть на "брюхо" и стал планировать с высоты 7000 м. Надо сказать, у меня имелся большой опыт подобных ситуаций: трижды нас подбивали в России, но всякий раз удавалось пересечь линию фронта. Правда, на этот раз складывалась гораздо более неприятная ситуация.

Вдруг я услышал надсадный рев чужого мотора, а затем раздался жуткий удар, треск. Левый мотор слетел с крыла подобно правому, полностью оторвало хвостовое оперение. ...Стало невозможно удерживать самолет. Я попытался выброситься с парашютом, но самолет начал штопорить, меня с силой ударило о какую-то часть кабины. Потеряв на некоторое время сознание, я затем пришел в себя и выбрался из кабины.

Радоваться было рано: снизу началась весьма интенсивная стрельба. Купол оказался весь изрешечен, поэтому я спускался весьма быстро. К счастью, огонь велся весьма неточно; я приземлился на болото, и это смягчило удар. Тут показались подростки, которые чуть не растерзали меня. Подбежавшие солдаты с малиновыми петлицами (из войск НКВД), без преувеличения, спасли мне жизнь, вскоре доставив на автомашине в Воронеж. Я попросил показать мне летчика, сбившего наш самолет, что и было сделано...".

 

Список известных побед


 

Источники информации:

1. Данные и фото из архива Андрея Яхно.

2. Медведь А.Н., Хазанов Д.Б., Маслов М.А. Истребитель МиГ-3. — М.: "Русское авиационное общество" (РУСАВИА), 2003.

3. Заблотский А., Ларинцев Р., Котлобовский А. "На таран!". — Авиация и время, 5-6/2003.

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

 

 

 

  • Контакты

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.