Андреев Иван Иванович

орден Красного Знамениорден Красного Знамениорден Трудового Красного Знамениорден Александра Невскогоорден Александра Невскогоорден Отечественной войны 1 степениорден Отечественной войны 1 степени
Иван Иванович Андреев

Страна:

СССР

Годы жизни:

05.10.1923 - 

Место рождения:

Башкирская АССР, Благоварский р-н, д. Поносово

Вид авиации:

Штурмовая

Категория:

летчик

Места службы:

810 шап

23.05.42‑05.45

Зам. командира аэ

Боевых вылетов:

105

 

Родился 05.10.1923 г. в деревне Поносово Благоварского района Башкирии, в крестьянской семье. В 1939 г. окончил семилетнюю школу и поступил в Уфимский автодорожный техникум, но в сентябре 1940 г. был освобожден от занятий в связи с поступлением в Уфимский аэроклуб по комсомольскому набору.

В аэроклубе изучил основы пилотирования, сдал нормы ГТО и Ворошиловского стрелка, стал парашютистом. Практику проходил на самолете У-2. 14.06.41 г. закончил программу обучения, а уже 24 июня, в связи с началом Великой Отечественной войны, был направлен для дальнейшей учебы в Пермскую авиационную школу пилотов им. Молотова - учиться на бомбардировщика. С 27.06.41 г. был зачислен в школу и с этой же даты считался призванным на действительную военную службу в Красную Армию. Вместо планового трехгодичного обучения в школе пилотов, курсанты окончили ее по сокращенной программе на следующий год - в июне 1942 г. Еще почти в течение года в прифронтовой полосе переобучался вместе с такими же молодыми летчиками на самолете "Ил-2".

Фактически попал на фронт 23.05.43 г.

В составе 810-го шап находился в действующей армии на Брянском, Ленинградском и 2-м Прибалтийском фронтах. Участвовал в боях на Курской дуге, освобождал Прибалтику. Был пилотом, командиром звена, заместителем командира эскадрильи.

Как летчику-штурмовику, совершившему свои первые 30 успешных боевых вылетов, И.И.Андрееву было разрешено нарисовать на своем фюзеляже какой-либо отличительный знак, эмблему. Рассказывает сам ветеран… «Пришло время для выбора эмблемы и мне. Тогда распространена была почтовая открытка с изображением профиля Александра Невского в шлеме. Ни о чем таком пророческом я не думал: просто она мне очень нравилась, нравился мужественный профиль полководца. Этот "талисман" и был изображен на моем самолете. Как сейчас помню эту эмблему – в круге диаметром 70 сантиметров профиль Невского и надпись по кругу: "Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет"». И конечно же не знал тогда летчик, что святой Александр Невский убережет его до последних дней войны, что боевой путь его будет отмечен двумя орденами с профилем русского полководца.

10.11.44 г. при выполнении очередного боевого задания летчик был сбит. "Не один раз мне чудесным образом везло, - рассказывает И.И.Андреев. - Под Невелем прорывали оборону противника. Огонь был ураганный. Помните в геометрии - через одну точку можно провести бесчисленное количество прямых. У меня было впечатление, что все эти прямые трассирующих снарядов стремились пройти через одну точку - мой Ил-2. Зацепили. Стало тихо, двигатель замолчал. В кабину повалил дым. Стал тянуть до линии фронта. Самолет тяжелый - 7 тонн. Размах крыльев маленький, планировать трудно. Подо мной - спрятавшиеся за бугорками - мелькают фигурки пехотинцев. Головой от меня - немецкие. Высота уже на пределе, метров пятнадцать. Вот-вот упаду. Но думаю не об этом. Молю Бога поскорее увидеть первого солдата, лежащего в окопе лицом ко мне. Мистика, но я до сих пор помню и вижу лицо этого молодого паренька в каске, поднявшего голову при виде этого необычного зрелища, когда прямо над ним, едва не зацепив его, бесшумно пронеслась огромная стальная птица... Упал я на редкий лесок. Мало было шансов. Баки горючего еще полные - впереди 400 литров, позади меня 400 литров и подо мной 200 литров! А искра при таком падении всегда найтись может. Но помог, наверное, благоверный Александр Невский, нарисованный на моем фюзеляже, ...остался живой".

"Еще один "мистический" случай, - рассказывает Иван Иванович, - был связан с командами по рации. Они появились у нас на самолетах только в 1943 году. По рации командиру группы давались команды. Существовала возможность выхода на нашу волну радистов противника, поэтому существовал пароль: тебе по рации называют, например, цифру. Ты к ней прибавляешь известное тебе число, и должно получиться, скажем, число 55. Но правило правилом, а сколько лет я летал - пароль никогда не спрашивал. И вот однажды взлетели мы - повел я группу из 8 самолетов на выполнение задания. Вдруг по рации мне сообщают: "Бочка 22, задание отменяется, возвращайтесь". Вот здесь у меня что-то екнуло, и я спросил пароль. Мне не ответили. Замолчали. Я решил продолжать выполнять задание. Отбомбились и отстрелялись весьма успешно, возвратились. Вызывают в штаб полка. "Сообщение по рации о возвращении получали?" - "Получал. Но не был назван пароль. Повел группу на заданную цель". - "Молодец! Объявляю благодарность!". Как выяснилось, другая группа из 8 самолетов, получив в это же время "фальшивое" сообщение по рации, возвратилась. А ведь это нешуточное дело - никто не отбомбился, столько горючего сожгли. Еще четыре истребителя сопровождения было. Они тоже возвратились. Задание не выполнено. Да и психологический урон какой? Противник обманул тебя! До сих пор думаю: что заставило меня тогда спросить пароль?".

За первые 62 успешных боевых вылета И.И.Андреев приказами командующего 15 ВА был отмечен тремя орденами: орденом Красного Знамени № 74644 (пр. № 37/н от 24.03.1943г.), орденом Отечественной войны 1 степени № 16074 (пр. № 62/н от 05.09.1943г.), вторым орденом Красного Знамени № 104209 (пр. № 27/н от 27.05.1944г.).

После награждения тремя боевыми наградами Андреев совершил еще 20 успешных боевых вылетов на штурмовку противника, за что еще дважды был представлен к награждению орденами:

Первым орденом Александра Невского старший лейтенант Андреев был награжден 12.05.45 г. приказом командующего 15-й ВА № 086/н . В представлении к ордену значилось: «23 июня 1944 года с группой из 8 самолетов Ил-2 произвел над целью 6 заходов. При этом были уничтожены склад с боеприпасами, 10 автомашин, 8 подвод с грузом и до 50 солдат и офицеров противника. Выполняя боевое задание ведущим группы из 9 самолетов по дороге Кандава-Сабиле, уничтожил 13 автомашин, 14 подвод и до 70 солдат и офицеров противника». За умелое командование группой штурмовой авиации и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Андрееву вручен орден Александра Невского № 28024.

Награждение вторым орденом Александра Невского состоялось уже приказом Главнокомандующего ВВС № 095/н от 02.12.45 г. И снова в представлении четко и лаконично указывалось: «В составе 810 штурмового авиационного полка совершил 81 успешный боевой вылет на самолете Ил-2 по переднему краю и по аэродромам противника, а также в качестве свободного "охотника". Умело водит группы по 6 и 12 самолетов в бой. Как ведущий группы не имеет ни одной боевой потери. Им лично уничтожено 6 танков, 69 автомашин с военными грузами, три бронемашины, 20 орудий, 8 минометов, 5 самолетов на земле, 3 склада и до 480 солдат и офицеров противника». За умелое вождение групп самолетов, смелость и героизм, за нанесение противнику значительных потерь в живой силе и технике И.И.Андрееву вручен орден Александра Невского № 37491.

В 1945 г. И.И.Андреев окончил Полтавскую высшую школу штурманов ВВС, в 1946 г. был уволен из армии в звании капитана... С 1947 г. находился в командировке в Китае в качестве авиаспециалиста по организации полетов гражданских самолетов и организации воздушных перевозок. В августе 1959 г. окончил Высшее авиационное училище Гражданского воздушного флота, после чего работал командиром авиаотряда в Ростове-на-Дону, начальником аэропорта в городе Быково Московской области.

Капитан Андреев – кавалер семи орденов, в числе которых два ордена Красного Знамени, два ордена Александра Невского, два ордена Отечественной войны 1 степени, орден Трудового Красного Знамени. Награжден так же 12 медалями, в том числе и медалью от правительства Китайской Народной республики.

 

Источники информации:

1. Александр Лучкин. Кавалеры ордена Александра Невского

2. Драбкин А. Я дрался на Ил-2. — М.: Яуза, Эксмо, 2005.

 

Фотогалерея

Слева направо ст. лейтенант И. Андреев, майор И. Резниченко, капитан Г. Сысоев.

Слева направо ст. лейтенант И. Андреев, майор И. Резниченко, капитан Г. Сысоев.

Источник: Из семейного архива Резниченко.

 

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

 

 

  • Андреев

 

  • Контакты

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.