Ширан Владимир Емельянович
Страна: |
СССР | ||
Годы жизни: |
1912 - 19.12.1942 (СЗА) | ||
Место рождения: |
Минская обл., с. Новинки | ||
Вид авиации: |
Бомбардировочная | ||
Категория: |
летчик | ||
Места службы: | |||
08.42‑19.12.42 | Командир звена |
Прибыл в 57 бап из другой части с должности командира звена
Командир звена 1 аэ 57 бап с августа 1942 г.
Спокойный, немногословный, отлично пилотировал самолет днем и ночью в простых и сложных метеоусловиях и обладал развитыми командирскими качествами. Сев в кабину самолета, он бегло осматривал приборы и проверял органы управления, быстро запускал моторы и кивком головы подавал команду убрать колодки. Когда колодки из-под колес убирались, Ширан властно клал руки на штурвал и рычаги управления моторами. Самолет как бы вздрагивал, почуяв его, и становился покорным его воле. В полете, выполняя боевое задание, он вел самолет смело, дерзко, полностью сливаясь с машиной. Бомбардировщик в его властных и умелых руках делал все возможное и, казалось, даже невозможное. За предыдущие годы инструкторской работы он в совершенстве овладел техникой пилотирования самолета, воздушной стрельбой и бомбометанием. К пилотированию относился с любовью, как к искусству. Ширан никогда не рисовался и ничего не делал для внешнего эффекта, но в бою проявлял обдуманную смелость, дерзость, злость и нестандартную тактику. Невероятным чудом была его посадка в густом тумане у посадочного знака. Все свое умение мастерство и энергию он отдавал подготовке и выполнению боевых задач.
19.12.42 г. не вернулся экипаж командира звена Ширана со штурманом лейтенантом Ильиным, стрелком-радистом Ганиным и воздушным стрелком Больфосовым, выполнявший воздушную разведку направлений движения и состава войск противника, отходящих под ударами наших соединений, успешно наступавших на Среднем Дону и от Боковской.
В середине февраля техники, ездившие в Глубокую для эвакуации сбитого самолета летчика Рудь, обнаружили самолет Ширана по номеру на хвосте в пятнадцати километрах северо-восточнее Миллерово. Самолет лежал на фюзеляже в четырехстах метрах от дороги. Жители Дегтева рассказали, что этот самолет несколько раз бомбил и обстреливал отходящую колонну итальянских войск и был сбит зенитным огнем. Летчик посадил самолет рядом с дорогой на фюзеляж, но когда солдаты к нему подбежали и открыли кабину, летчик скончался от смертельного ранения.
***
Наталья Владимировна Ширан об отце:
Ширан Владимир Емельянович, родился в селе Новинки, Минской обл. в Белоруссии в 1912 г. Был военным летчиком-инструктором в г. Ворошиловграде. Накануне войны весь летный состав почему-то отправили в отпуск. Война застала отца в Крыму, откуда он с огромным трудом добрался домой. К этому времени аэродром и большую часть самолетов немцы разбомбили. Жен и детей (и меня с мамой) теплушками отправили в эвакуацию в Уральск, Казахстан. По дороге состав яростно бомбили немцы. И я еще помню, как мама выскакивала со мной и, лежа в канаве, прикрывала меня своим телом.
Уцелевшие самолеты из Ворошиловграда перегнали тоже в Уральск. Там был организован полигон для подготовки летчиков, где отец работал инструктором. При этом он и его друг Веселов каждый день ходили к генералу и требовали, чтобы их отправили в действующую армию, а тот ни за что не соглашался, т.к. некому было учить молодежь. Но, в конце концов, они добились своего и попали на фронт.
См. также:
Источники информации:
1. Осипов Г.А. В небе бомбардировщики. - Щелково, серия "Библиотека журнала "Щелково", 2003.
2. Данные Натальи Владимировны Ширан.
3.
4. ЦАМО, ф. 33, оп.11458, д. 411, л. 110, 111.
5. ЦАМО, ф. 58, оп.18001, д. 1258, л. 11.