Перегудов Анатолий Андреевич
| |||||||||||||||||||||||||||||||||
Летчик ГВФ, до Великой Отечественной войны имел налет более миллиона километров. Призван в ВВС Красной армии из запаса незадолго до начала войны. В действующей армии с июля 1941 г., в августе получил направление в 432-й тбап.
Участник рейда на Берлин 10.08.41 г. Согласно боевому донесению, корабль Пе-8 (№ 42025) под командованием ст. лейтенанта А.А.Перегудова произвел взлет в 20:50 и взял курс на Берлин. Впереди шел самолет подполковника А.Курбана, а за ним машины майора М.Угрюмова и ст. лейтенанта А.Перегудова. Тройка бомбардировщиков Пе-8 вначале пошла на ИПМ (исходный пункт маршрута) – Лужская Губа, от нее – к острову Хиума (Даго). В районе озера Лубенское (Ломоносовский район Ленинградской области) бомбардировщик Пе-8 под командованием А.Перегудова был атакован советским истребителем И-153, но машина Пе-8 сумела уйти в облака. На пути до Таллинна бомбардировщик также был обстрелян огнем зенитной артиллерией Красной армии, хотя экипаж неоднократно передавал закодированный пароль «Я свой самолет». Когда взяли курс на остров Рюген, в 21:30 у самолета Перегудова отказал мотор № 1. Экипаж получил по радиосвязи приказание вернуться. Сбросили бомбы в Балтийское море. Самолет произвел посадку в Пушкино в 0.30. В планере бомбардировщика насчитали 11 пулевых пробоин и 2 пробоины от зенитных снарядов.
Участник рейда на Берлин 30.10.41 г. Это боевое задание выполнялось тремя бомбардировщиками Пе-8 (машины № 42055 командир майор М.Угрюмов, № 42027 командир подполковник А.Курбан, № 42025 командир ст. лейтенант А.Перегудов. До Берлина машина под командованием Перегудова летела по маршруту Переславль-Залесский – Калинин – Двинск – Каунас – далее над Балтийским морем до Данцинга – Берлин. От Переславль-Залесского до Калинина была облачность 6-7 баллов, шли на высоте 4 тыс. м. От Калинина до Двинска – сплошная облачность, на этом участке маршрута поднялись на высоту 5 тыс. м.
Почти через три часа полета в 20:20 по мск. на высоте 6 тыс. м в районе г. Двинск к самолету подошли два истребителя, тип которых экипаж не опознал. Истребители летели за самолетом в течение 20 минут, однако близко не подходили. Пе-8 ушел в облака, и истребители противника его потеряли и больше не появлялись. В 23:00 при подходе к г. Нойштеттин отказал мотор № 2, к цели пришли на трех моторах. В районе Берлина облачность была 6-7 баллов. Над Берлином после сброса бомб зенитная артиллерия системы ПВО открыла огонь по самолету, заработали прожекторы. Разрывы снарядов зенитных орудий экипаж наблюдал ниже самолета. В 23:50 с высоты 7,2 тыс. м на цель было сброшено 20 штук авиабомб ФАБ-100, каждая массой 100 кг. Бомбы сбрасывали прицельно серией залпов в один заход. Цель просматривалась экипажем через разрывы облаков. Экипаж наблюдал разрывы бомб в городе. По докладу экипажа, в результате бомбометания возник один пожар.
На обратном пути шли за облаками, в районе Двинска отказал мотор № 3. Экипаж продолжил полет домой на двух моторах, так летели в течение 3 час 30 мин. Все время шли за облаками. К моменту возвращения в районе аэродромов посадки (в Ивановской области) погода ухудшилась. Была низкая облачность, дождь, гололедица, обледенение в облаках.
Из из облаков самолет вышел на высоте 1,6 тыс. м. Район не смогли опознать. Во время возвращения при полете на высоте за облаками рамка радиополукомпаса (РПК) замерзла, и пользоваться РПК штурман капитан М.Колечко не смог. Горючее в баках было на исходе. Через 20 минут полета после выхода из облаков ориентировку так и не смогли восстановить. Горючее полностью было выработано. Экипаж произвел посадку на болотистое место примерно в 15 км южнее Бокситогорска (юго-восточная часть Ленинградской области) у озера Черенское. Вынужденная посадка была произведена в 06:30. В результате вынужденной посадки на болотистое место самолет получил значительные повреждения, а часть членов экипажа получило ушибы и ранения. Командир корабля Анатолий Перегудов – тяжелый ушиб в нижней части живота, второй летчик – легкий ушиб в области живота, штурман Михаил Колечко – легкое ранение кисти руки и ушибы лица. Остальные члены экипажа травм не получили. Разбитый самолет экипаж уничтожил, снятое оборудование сдали технической команде, о чем было доложено начальнику района аэродромного обслуживания бригадному комиссару Кузнецову. Командира корабля Перегудова с экипажем доставили в г. Тихвин и оставили в военно-полевом госпитале, т. к. командир не мог ходить. Общая продолжительность полета составила 12 час 46 мин.
За нанесение бомбового удара по Берлину указом Президиума Верховного Совета СССР от 20.02.42 г. капитан Перегудов был награжден орден Красного Знамени. Также были награждены члены экипажа бомбардировщика, в т.ч. штурман корабля капитан Колечко орденом Красного Знамени.
После лечения в госпитале А.А.Перегудов вернулся в 746-й апдд на должность командира корабля. Летал на машине Пе-8 № 42088.
Капитану Перегудову было доверено произвести первый сброс бомбы ФАБ-5000 на объект противника. Вылет на боевое задание состоялся в ночь с 28 на 29.04.43 г. Предстояло сбросить бомбу на береговые укрепления Кенигсберга. Состав экипажа машины Пе-8 с дизельными моторами М-30Б был увеличен до 15 человек (вместо обычных 11 человек) за счет наземных специалистов по вооружению 746-го апдд и 45-й аддд. Во время полета к цели на самолете разрушился турбокомпрессор левого блока двигателя № 2. Однако командир корабля решил продолжать полет до цели и сбросить супербомбу. После сброса авиабомбы самолет на высоте 5,8 тыс. м был освещен взрывом собственной бомбы и ощущался легкий толчок. По данным воздушной разведки, бомба нанесла большие разрушения в районе судоходного канала, судостроительной верфи и повредила немецкий военный корабль, стоящий у причала.
Анатолий Андреевич Перегудов дожил до Победы, окончив войну в звании гвардии майор.
Возглавлял экипажи:
Члены экипажа | Функция | Период | Самолет | Примечание |
---|---|---|---|---|
Колечко Михаил Акимович | Штурман | 1941 | Пе-8 | |
Гончаров Иван Петрович | Стрелок-бомбардир | 1942 | Пе-8 | |
Бордюгов Андрей Алексеевич | Борттехник | 1942 - 1943 | Пе-8 | |
Погожев Виктор Васильевич | Штурман | 1943 | Пе-8 | |
Томкевич Павел Гаврилович | Штурман | 1943 | Пе-8 | |
Ермин Иван Васильевич | Воздушный стрелок | 1943 | Пе-8 |
См. также:
Источники информации:
2. Раткин В. Пе-8. Испытание войной. — Мир авиации. Авиационно-исторический журнал. — 1996, No. 2.
3. Ушаков С. Ф. В интересах всех фронтов. — М.: Воениздат, 1982.
4. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 47003490
5. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 22457109
6. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 1560822343
7. Банк документов "Подвиг народа", запись No. 1532583184
Фотогалерея
|
Комментариев пока нет | Добавить комментарий |
- Перегудов
- 29.04.43
- Контакты
Введите Ваши имя, фамилию, сообщение и e-mail
Например:
Ольга Иванова
olga@mail.ru
Внучка летчика. Ищу дополнительную информацию.
Поделиться страницей:
Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.
Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.