Йоханнес Штайнхоф
(Johannes Steinhoff)

Йоханнес Штайнхоф (Johannes Steinhoff)

Кавалер Рыцарского Креста к Железному Кресту с Дубовыми Листьями и Мечами

Страна:

Германия

Годы жизни:

15.09.1913 - 21.02.1994

Вид авиации:

Истребительная

Категория:

летчик

Места службы:

10.(N)/JG26

01.09.39‑01.02.40

Командир эскадрильи

4./JG52

01.02.40‑01.03.42

Командир эскадрильи

Stab II./JG52

01.03.42‑01.04.43

Командир группы

Stab/JG77

01.04.43‑01.12.44

Командир эскадры

Stab/JG7

01.12.44‑26.12.44

Командир эскадры

JV44

01.45‑08.04.45

Боевых вылетов:

993

Воздушных побед:

176

 

Родился 15.09.1913 г. в местечке Боттендорф (Bottendorf) в Саксонии.

В 1932-34 годах Штанхоф изучал филологию в университете Йены.

В 1934 г. после окончания военного училища он стал офицером флота. В 1936 г. перевлся в Люфтваффе и прошел летную подготовку.

В 1939 г. командовал опытной эскадрильей ночных истребителей 1.(Nachtjagd)/LG1 /1-3/. По другим данным, это была эскадрилья 11.(Nacht)/LG2 /4/.

01.09.39 г. оберлейтенант Штайнхоф был назначен на должность командира вновь сформированной 10.(N)/JG26. Это была эскадрилья ночных истребителей, оснащенная истребителями Bf-109D и Ar-68. 12.11.39 г. 10.(N)/JG26 была направлена на аэродром Евер (Jever) для прикрытия с воздуха немецкой военно-морской базы в Вильгельсхафене.

Свои первые победы Штайнхоф одержал 18.12.39 г., сбив два "Веллингтона" над Немецкой бухтой. Он стал первым пилотом ночной истребительной авиации Люфтваффе, одержавшим победу в ходе 2-й мировой войны.

01.02.40 г. назначен командиром 4./JG52.

К августу 1941 г. на счету оберлейтенанта Штайнхофа было 35 побед, и 08.08.41 г. он был награжден Рыцарским Крестом.

В феврале 1942 г. получил звание хауптмана и 01.03.42 г. был назначен командиром II./JG52.

Свою 100-ю победу Штайнхоф одержал 31.08.42 г., и три дня спустя был награжден Дубовыми Листьями к Рыцарскому Кресту (Nr. 115).

02.02.43 г. сбил уже свой 150 самолет противника.

23.03.43 г. в воздушном бою над Тунисом погиб командир JG77 майор Йоахим Мюнхенберг (Joachim Müncheberg), и 01.04.43 г. оберстлейтенант Штайнхоф был назначен на его место.

Утром 25.08.43 г. около 50 P-38 появились в районе немецкого аэродрома в Фоджа. В это время в воздухе находились только "Мессершмитты" Штайнхофа и его ведомого оберлейтенанта Теодора Линдемана (Theodor Lindemann), совершавшие тренировочный полет. Они атаковали американцев и сбили 5 "Лайтнингов", при этом четыре из них были на счету Штайнхофа. Это были его 159-162-я победы.

С начала 1944 г. две группы эскадры JG77 базировались на севере Италии. Здесь Штайнхоф одержал еще несколько побед.

Утром 14.07.44 г. 25 "Мессершмиттов" из JG77 перехватили на высоте 4000 метров группу из 48 бомбардировщиков B-25 из 340BG. В ходе атаки было сбито два "Митчелла", один из которых был на счету Штйнхофа. При этом истребитель самого Штайнхофа получил такие сильные повреждения, что был отправлен для ремонта в заводских условиях.

С 24.07.44 г. отбыл в Берлин. Генерал Адольф Галланд (Adolf Galland) поручил ему заняться формированием и обучением новых частей для ПВО Германии, но при этом Штайнхоф, по-прежнему, оставался командиром JG77.

28.07.44 г. за 167 побед был награжден Мечами к Рыцарскому Кресту.

В конце августа 1944 г. выполнял ключевые роли в операции "Феникс" по разоружению авиационных частей буферного государства на севере Италии (Repubblica Sociale Italiana - Социалистическая Республика Италии).

01.12.44 г. назначен командиром вновь формирующейся эскадры JG7. Она должна была стать первой эскадрой, оснащенной реактивными истребителями Me-262. В процессе формирования JG7 Штайнхоф столкнулся с серьезными трудностями. Пропускная способность III./EJG2, где проходила подготовка пилотов, была низкой, новые самолеты поступали крайне медленно и в небольших количествах. Учитывая все это, Штейнхоф понимал, что сформировать одновременно все 3 группы эскадры нереально. Поэтому он решил готовить и вводить в бой группы постепенно, одну за другой.

В конце декабря 1944 г. - начале января 1945 г. Штайнхоф принял активное участие в т.н. "мятеже истребителей", и вместе с оберстом Гюнтером Лютцовым (Günther Lutzow) встретился с Герингом. В бешенстве Геринг обещал отдать их обоих под трибунал и расстрелять, однако до этого дело не дошло. Штайнхоф был временно отстранен от командования JG7. Геринг напрямую отдавал приказы командиру I./JG7 хауптману Теодору Вайсенбергеру (Theodor Weißenberger), который фактически выполнял обязанности командира эскадры.

15.01.45 г. Геринг своим приказом окончательно снял Штайнхофа с поста командира JG7. Но уже вскоре опальный генерал Галланд пригласил оберст-лейтенанта Штайнхофа к себе в JV44, где должна собраться элита истребительной авиации Люфтваффе. Штайнхоф играл роль "вербовщика", посещая различные истребительные эскадры, и убеждал многих лучших асов перейти в JV44.

Уже во время своего первого тренировочного вылета на Ме-262 в районе между Одером и Берлином Штейнхоф сбил советский штурмовик Ил-2. Всего же, летая на Ме-262, он одержал 8 побед /1-3/. По другим данным на Me-262 одержал 6 побед /5, 6/.

08.04.45 г. на своем Me-262 вырулил на старт. Незадолго перед этим аэродром Ахмер подвергся бомбардировке, и взлетную полосу только что отремонтировали. Непосредственно перед Штайнхофом благополучно взлетели пять пилотов, в том числе Галланд и Баркхорн (Gerhard Barkhorn). В тот момент, когда "Мессершмитт" Штайнхофа разогнался на взлетной полосе до скорости около 200 км/ч, колесо правой стойки шасси попало в плохо выровненную воронку от бомбы. Стойка сломалась, истребитель потерял управление, от сильного удара о землю сразу же вспыхнул правый двигатель. Самолет вылетел за пределы полосы, и, проползя на "брюхе" около 500 метров, остановился. От огня начали взрываться снаряды бортовых пушек и ракеты R4M, подвешенные под плоскостями. Наземному персоналу аэродрома чудом удалось спасти Штайнхофа из этого ада, но он получил тяжелейшие ожоги.

Штайнхоф показал огромную выдержку и мужество, борясь до самого конца. Из госпиталя он вышел только в 1947 г. Эта ужасная авария оставила следы на его лице, были обожжены щеки, уши, веки глаз. Из-за сильных ожогов и повреждений глаза у Штайнхофа не могли полностью прикрываться веками, и ему приходилось спать с практически открытыми глазами. Это продолжалось до 1969 г., когда английские военные хирурги во время пластической операции "сделали" Штайнхофу новые веки.

Всего в ходе 2-й мировой войны Штайнхоф выполнил 993 боевых вылета и одержал 176 побед. Его самого 12 раз сбивали, но он всегда сажал свой истребитель, ни разу не воспользовавшись парашютом.

После войны он не терял своих летных навыков. В 1955 г. Штайнхоф прошел в США переобучение для полетов на реактивных истребителях. В 1958 г. ему было присвоено звание генерал-майора, а в 1962 г. - звание генерал-лейтенанта. Несколько лет он был немецким представителем в штабе НАТО. В 70-е годы генерал Штайнхоф стал инспектором Бундеслюфтваффе, и много сделал для их оснащения современными видами вооружений.

Умер Йоханнес Штайнхоф 21.02.1994 г. в небольшом городке Вахтберг-Филлип (Wachtberg-Villip), где жил после выхода в отставку.

18.09.1997 г. эскадре Бундеслюфтваффе JG73 присвоено почетное наименование "Steinhoff".

 

Материал подготовлен с участием Андрея Любушкина.

 

Источники информации:

1. Зефиров М.В. Асы Люфтваффе. Дневная истребительная авиация. - Н. Новгород: Издательство "Покровка", 2000.

2. Зефиров М.В. Асы Люфтваффе: Реактивные истребители. — М.: ООО "Издательство АСТ", 2002.

3. Зефиров М.В. Асы Люфтваффе: Дневные истребители. В 2-х томах. Том 2. — М.: ООО "Издательство АСТ", 2002.

4. Michael Holm. The Luftwaffe, 1933-45.

5. Petr Kacha. Aces of the Luftwaffe

6. Dave Pawlikowski. Luftwaffe Experten 1939-1945

7. www.jg52.de

8. Andreas Altenburger. Lexikon der Wehrmacht

9. Donald Caldwell. The JG26 war diary. Vol. 1: 1939-1942. — ISBN 1-898697-52-3

 

Фотогалерея

Йоханнес ШтайнхофЙоханнес ШтайнхофЙоханнес Штайнхоф

Йоханнес Штайнхоф

Йоханнес Штайнхоф

Йоханнес Штайнхоф

Крайний слева Хельмут Лент, третий слева Йоханнес ШтайнхофВольфганг Фальк (в центре), Йоханнес Штайнхоф (справа)Командир 4./JG52 оберлейтенант Йоханнес Штайнхоф, осень 1941 г.

Крайний слева Хельмут Лент, третий слева Йоханнес Штайнхоф

Вольфганг Фальк (в центре), Йоханнес Штайнхоф (справа)

Командир 4./JG52 оберлейтенант Йоханнес Штайнхоф, осень 1941 г.

Пилоты JG52 в России. Слева направо: Хайнц Шмидт (Heinz Schmidt), неизвестный, Йоханнес Штайнхоф, Герхард Баркхорн (Gerhard Barkhorn)Командир II./JG52 хауптман Йоханнес Штайнхоф, лето-осень 1942 г.Командир II./JG52 хауптман Йоханнес Штайнхоф, лето-осень 1942 г.

Пилоты JG52 в России. Слева направо: Хайнц Шмидт (Heinz Schmidt), неизвестный, Йоханнес Штайнхоф, Герхард Баркхорн (Gerhard Barkhorn)

Командир II./JG52 хауптман Йоханнес Штайнхоф, лето-осень 1942 г.

Командир II./JG52 хауптман Йоханнес Штайнхоф, лето-осень 1942 г.

Йоханнес Штайнхоф, Сицилия (JG77)Сгоревший Me-262 оберста Йоханнеса Штайнхофа. 18.04.1945 г., Мюнхен-Райм (Munchen-Reim).Служба в Бундеслюфтваффе. Слева направо: Герхард Баркхорн (Gerhard Barkhorn), Эрих Хартман (Erich Hartmann), Йоханнес Штайнхоф, Гюнтер Ралль (Günther Rall)

Йоханнес Штайнхоф, Сицилия (JG77)

Сгоревший Me-262 оберста Йоханнеса Штайнхофа. 18.04.1945 г., Мюнхен-Райм (Munchen-Reim).

Служба в Бундеслюфтваффе. Слева направо: Герхард Баркхорн (Gerhard Barkhorn), Эрих Хартман (Erich Hartmann), Йоханнес Штайнхоф, Гюнтер Ралль (Günther Rall)

Представитель Германии в штабе НАТО генерал Йоханнес Штайнхоф, 1971 г.Послевоенные сборы. Слева направо: Адольф Галланд (Adolf Galland), Йоханнес Штайнхоф (Johannes Steinhoff), Вальтер Крупински (Walter Krupinski), Гюнтер Ралль (Günther RallЙоханнес Штайнхоф с президентом США Рональдом Рейганом и канцлером Германии Хельмутом Колем на кладбище в Битбурге, Германия, 1985 г.

Представитель Германии в штабе НАТО генерал Йоханнес Штайнхоф, 1971 г.

Послевоенные сборы. Слева направо: Адольф Галланд (Adolf Galland), Йоханнес Штайнхоф (Johannes Steinhoff), Вальтер Крупински (Walter Krupinski), Гюнтер Ралль (Günther Rall

Йоханнес Штайнхоф с президентом США Рональдом Рейганом и канцлером Германии Хельмутом Колем на кладбище в Битбурге, Германия, 1985 г.

 

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.