Дитрих Пельтц
(Dietrich Peltz)

Dietrich Peltz

Кавалер Рыцарского Креста к Железному Кресту с Дубовыми Листьями и Мечами

Страна:

Германия

Годы жизни:

09.06.1914 - 10.08.2001

Вид авиации:

Штурмовая, бомбардировочная

Категория:

летчик

Места службы:

I./StG162

20.04.36‑01.05.39

Летчик, адъютант группы

1./StG76

01.05.39‑07.40

Командир эскадрильи

Stab/KG77

08.40‑01.03.41

Летчик

Stab II./KG77

01.03.41‑30.09.41

Командир группы

VFS KFA

01.42‑01.08.42

Командир школы

Stab I./KG60

01.08.42‑01.01.43

Командир группы

 

Один из самых знаменитых пилотов и командиров бомбардировочной авиации Люфтваффе. При этом он оставил свой след в штурмовой авиации, достиг карьерных вершин в бомбардировочной авиации, и был в одном шаге от высшей должности в истребительной авиации! В 29 лет Пельтц стал генерал-майором - самым молодым генералом не только в Люфтваффе, но и во всем Вермахте.

 

Карьера штурмовика

Родился 9 июня 1914 г. в г. Гера в Тюрингии.

Уже в 18 лет он имел диплом пилота частного самолета. Пельтц с ранней юности интересовался техникой и собирался стать инженером. В 1933-34 гг. он работал на автозаводе фирмы Даймлер-Бенц в Штутгарте.

В апреле 1934 г. Пельтц начал военную службу в составе 5-го мотоциклетного батальона, расквартированного в пригороде Штутгарта. Вскоре он был направлен в военное училище в Мюнхене. В 1935 г. Пельтц перешел в Люфтваффе и продолжил свою учебу в авиашколе в Дрездене (Luftkriegsschule 1). В начале 1936 г. для завершения летной подготовки фенрих Пельтц был направлен в авиашколу в Зальцведеле.

Свою карьеру военного летчика Пельтц начал в штурмовой авиации. 20 апреля 1936 г. он был назначен в состав I./StG162, а в 1937 г. лейтенант Пельтц занял должность адъютанта группы.

1 мая 1939 г. обер-лейтенант Пельтц был назначен командиром только что сформированной 1./StG76.

15 августа 1939 г. в ходе показательных учений на полигоне Нойхаммер близ Котбуса произошла трагедия, в результате которой разбились 13 Ju-87 из состава I./StG76 вместе со своими экипажами. В тот день лишь по счастливой случайности Пельтц остался жив.

Ранним утром 1 сентября 1939 г. обер-лейтенант Пельтц со своей эскадрильей выполнил первый боевой вылет, атаковав г. Велюнь (Wielun) в 86 км юго-западнее Лодзи. Их целью была базарная площадь города, полностью заполненная польской пехотой и грузовиками. Затем боевые вылеты следовали один за другим.

Всего в ходе боев в Польше обер-лейтенант Пельтц совершил 45 боевых вылетов и был награжден Железным Крестом 2-го и 1-го классов.

10 мая 1940 г. Пельтц участвовал в атаках на бельгийский форт Эбен Эмаель (Eben Emael), а вечером того же дня в налете на порт Антверпена. В этот день I./StG76 потеряла 7 Ju-87.

Затем Пельтц участвовал в атаках бельгийских укреплений в районе Нефшателя (Neufchatel) и войск на шоссе в районе Седана. Тогда пилоты I./StG76 впервые столкнулись с французскими истребителями. Один Ju-87 был подбит и совершил вынужденную посадку за линией фронта. Сразу после возвращения на аэродром Пельтц сел в легкий Fi-156 и полетел на помощь экипажу, оказавшемуся на вражеской территории. Бортстрелок был мертв, но тяжелораненого пилота Пельтц успел вовремя доставить на свой аэродром.

Потом Пельтц участвовал в атаках французских танков в районе Абвиля (Abbeville) и налетах на Дюнкерк.

Всего в ходе боев в Бельгии и Франции Пельтц выполнил 57 боевых вылетов. На его счету было транспортное судно, потопленное в районе Дюнкерка, и два уничтоженных железнодорожных состава.

Карьера бомбардировщика

В июле 1940 г. Пельтц был командирован на аэродром Грайфсвальд на побережье Балтийского моря. Там он прошел переподготовку в качестве пилота Ju-88 и в августе 1940 г. получил назначение в состав штабного звена KG77.

Свой первый боевой вылет на Ju-88 Пельтц совершил во время налета KG77 на Лондон. Этот вылет мог стать и последним. При возвращении уже над французским побережьем из-за плохой погоды Пельтц не заметил "Бленхейм". Но немецкие зенитчики подбили его, когда он уже был рядом с Пельтцем. Правда, Пельтц узнал об этом только когда попытылся выругать зенитчиков за обстрел его самолета.

18 сентября 1940 г. Пельтц участвовал в атаке английских доков в Тилбури (Tilbury). В ходе этого вылета бомбардировщики понесли тяжелые потери, будучи атакованными "Спитфайрами". Для того чтобы оторваться от английских истребителей, Пельтц использовал свой собственный тактический прием. Как только "Спитфайры" приближались, Пельтц направлял свой Ju-88 в облака и некоторое время летел обратным курсом, после чего снова выходил из облаков. Штурман обер-фельдфебель Раушер (Rauscher), бортрадист обер-фельдфебель Шёнхерр (Schonherr) и бортстрелок фельдфебель Клаар (Klaar), летавшие тогда в экипаже Пельтца, прозвали эти маневры "охотой на кита" ("Walfischjagd").

Благодаря своим летным навыкам и опыту штурмовика Пельтц быстро вошел в число немногих пилотов KG77, которым поручали атаковать наиболее важные одиночные цели. В самых плохих погодных условиях, при самой низкой облачности его Ju-88 появлялся над английскими аэродромами, железнодорожными станциями и промышленными объектами, точно сбрасывая на них бомбы. Выполнял Пельтц и ночные вылеты, которые требовали от всего экипажа большого умения.

14 октября 1940 г. обер-лейтенант Пельтц был награжден Рыцарским Крестом, который вручил ему лично рейхсмаршал Геринг.

О мастерстве Пельтца говорит тот факт, что командир эскадры KG77 оберст-лейтенант Йоханн Райтель (Johann Raithel) всегда летал только с Пельтцем, когда участвовал в боевых вылетах своей эскадры.

1 марта 1941 г. Пельтц получил звание хауптмана и 13 марта 1941 г. был назначен командиром II./KG77. Всего в течение 1940-41 гг. он выполнил свыше 70 боевых вылетов, атакуя различные цели на территории Англии.

С 22 июня 1941 г. эскадра KG77 начала налеты на советские объекты. Одной из главных целей для Ju-88 из II./KG77 сначала стали железные дороги на территории Эстонии и железная дорога Москва - Лениград, а позднее и гидротехнические сооружения Волго-Балтийского канала. Действуя небольшими группами, атаковавшими цель с пикирования, Пельтц добивался больших успехов, чем крупные соединения бомбардировщиков, использовавшие обычные способы бомбометания. В результате прямых попаданий бомб, сброшенных пилотами II./KG77, железнодорожное и водное сообщение на отдельных участках прерывалось на недели.

Командование Люфтваффе обратило внимание на успешные действия Пельтца, и вскоре состоялась его встреча с представителем RLM, специально прилетевшим из Берлина. В ходе боев на Восточном фронте потери среди пилотов быстро росли, при этом в числе погибших и пропавших без вести было много командиров эскадрилий, имевших опыт боев в Европе, что очень отрицательно сказывалось на эффективности действий всей бомбардировочной авиации. Поэтому на этой встрече хауптман Пельтц совершенно открыто рассказал о своем боевом опыте и высказался за срочные перемены в бомбардировочной авиации, прежде всего за изменения тактики действий и кадровой политики.

Результатом этой встречи и откровенности Пельтца стало то, что 30 сентября 1941 г. он был отозван в Берлин, а вместо него командиром II./KG77 был назначен хауптман Хайнрих Паепке (Heinrich Paepcke).

Ясные, четкие оценки ситуации и доклады Пельтца быстро убедили командование в его способностях. В конце 1941 г. ему было присвоено звание майора и приказом рейхсмаршала Геринга он был назначен начальником специально сформированной Школы командного состава бомбардировочной авиации (Verbandsfuhrerschule fur Kampffliegerausbildung). По словам Вернера Баумбаха (Werner Baumbach) "Геринг передал Пельтцу неслыханные полномочия. Никто в будущем не мог стать командиром авиационного подразделения, пока с успехом не окончит эту школу. Даже "старики" должны были пройти там переподготовку".

31 декабря 1941 г. за успешные действия на Восточном фронте Пельтц был награжден Дубовыми Листьями к Рыцарскому Кресту (Nr. 46).

1 августа 1942 г. на базе Школы была сформирована отдельная бомбардировочная группа I./KG60 и майор Пельтц стал ее командиром.

С 13 октября 1942 г. 1. и 2./KG60 с побережья Норвегии участвовали в налетах на конвои союзников, идущие в Мурманск. А в ноябре 1942 г. группа уже базировалась на о. Сардиния, откуда "Юнкерсы" Пельтца атаковали корабли союзников.

1 декабря 1942 г. Пельтцу было присвоено звание оберст-лейтенанта.

1 января 1943 г. оберст-лейтенант Пельтц был назначен инспектором бомбардировочной авиации.

13 марта 1943 г. Пельтцу было присвоено звание оберста

24 марта 1943 г. Пельтц назначен руководителем специально сформированного авиационного командования, ответственного за организацию налетов на Англию (Angriffsfuhrer England). При этом Пельтц оставался инспектором бомбардировочной авиации. Это командование подчинялось непосредственно главному командованию Люфтваффе. Хотя уже в апреле на зтой должности Пельтца формально сменил оберст-лейтенант Вилли Баусс (Willy Bauss), он все равно продолжал отвечать за налеты на Англию.

23 июля 1943 г. Пельтц был награжден Мечами к Рыцарскому Кресту (Nr. 31).

4 сентября 1943 г. оберст Пельтц был назначен командиром 9-го авиакорпуса (IX. Fliegerkorps).

1 ноября 1943 г. Пельтцу было присвоено звание генерал-майора. В 29 лет он стал самым молодым генералом не только в Люфтваффе, но и в вермахте.

15 октября 1944 г. генерал-майор Пельтц был назначен командиром 2-го истребительного авиакорпуса (II. Jagdkorps). Назначение человека, не принадлежавшего к истребительной авиации на этот "истребительный" пост и дальнейшие действия Пельтца спровоцировали в Люфтваффе тяжелейший кризис, который позднее стал известен, как "мятеж истребителей".

В ноябре 1944 г. Гитлер решил провести наступление в Арденнах. При этом ответственным за обеспечение воздушного прикрытия наступления Геринг назначил Пельтца, а не командующего истребительной авиацией Адольфа Галланда (Adolf Galland). План операции под кодовым наименованием "Боденплатте" ("Bodenplatte") разрабатывался в полной секретности, и Галланд ничего не знал о нем вплоть до 15 декабря, когда Пельтц представил его на секретном совещании в штабе 2-го истребительного авиакорпуса в Альтенкирхене (Altenkirchen). Подобные действия вызвали волну недовольства среди командиров истребительных эскадр, которые считали Пельтца недостаточно компетентным для этой роли.

Не смотря ни на что, операция "Боденплатте" была проведена 1 января 1945 г. В результате атак Люфтваффе на аэродромы союзников в Бельгии, Голландии и Франции, в которые были вовлечены практически все истребители Западного фронта, англичане потеряли 144 самолета, 84 получили повреждения, потери американцев составили 84 самолета и еще 62 были повреждены. В то же время собственные потери Люфтваффе оказались катастрофическими. Из 900 истребителей обратно не вернулось около 300, при этом значительная часть из них была сбита своими же зенитчиками, которых не предупредили об операции. За одно утро Люфтваффе потеряли 227 пилотов. Таких потерь восстановить Германия уже не смогла.

Многие в истребительной авиации считали, что такие огромные потери были вызваны грубыми просчетами в планировании и проведении операции, допущенными Пельтцем, его штабом и в целом руководством Люфтваффе. Но Геринг постарался снять с себя ответственность, при этом "козлом отпущения" он выбрал Галлаида, с которым у него уже давно были очень натянутые отношения. Для Пельтца же вся эта история закончилась лишь тем, что Геринг так и не назначил его инспектором истребительной авиации.

26 января 1945 г. 2-й истребительный авиакорпус был расформирован, и в тот же день Пельтц снова был назначен командиром 9-го авиакорпуса. Корпус тогда получил дополнительное наименование "истребительный" (IX.(J) Fliegerkorps) и отвечал за противовоздушную оборону всей Германии. На этой должности Пельтц и встретил конец войны.

После войны жизнь Дитриха Пельтца уже никогда не была связана с военной авиацией. Он, как и многие его коллеги, приспособился к гражданской жизни, а полеты на спортивных самолетах стали его хобби. В течение нескольких лет Пельтц работал на заводах фирмы "Крупп" сначала в Эссене, а затем в Райнхаузене (Rheinhausen).

В 1963 г. он перешел на работу в фирму "Телефункен" и вскоре стал директором завода в городе Констанц (Kostanz).

Умер 10.08.2001 г. в Мюнхене.

 

Источники информации:

1. Зефиров М.В. Асы Люфтваффе: Бомбардировочная авиация. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2002.

2. Зефиров М.В. Асы Люфтваффе. Кто есть кто: Выдержка, мощь, внимание. — М.: АСТ, Астрель, 2011.

3. Michael Holm. The Luftwaffe, 1933-45.

4. Andreas Altenburger. Lexikon der Wehrmacht

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.