Йоахим Хелбиг
(Joachim Helbig)

Joachim Helbig

Кавалер Рыцарского Креста к Железному Кресту с Дубовыми Листьями и Мечами

Страна:

Германия

Годы жизни:

10.09.1915 - 05.10.1985

Вид авиации:

Бомбардировочная

Категория:

летчик

Места службы:

III./KG152

04.37‑01.11.38

Штурман

II./LG1

01.11.38‑05.40

Штурман, с 04.40 пилот

4./LG1

05.40‑31.12.41

Командир эскадрильи

Stab I./LG1

31.12.41‑01.43

Командир группы

Stab/LG1

14.08.43‑03.45

Командир эскадры

Воздушных побед:

1

 

Родился 10 сентября 1915 г. в крестьянской семье в местечке Бёрлн (Börln) рядом с г. Ошац в 48 км восточное Ляйпцига.

В марте 1935 г. Хелбиг был призван на военную службу и направлен в 4-й артиллерийский полк (Artillerieregiment 4), расквартированный в Дрездене. Осенью 1936 г. после окончания офицерской школы он был направлен в авиашколу бомбардировочной авиации в Лехфельде (Kampffliegerschule Lechfeld). При этом Хелбиг был совсем не рад этому переводу. Его вполне устраивала служба в артиллерии.

В Лехфельде лейтенант Хелбиг прошел подготовку в качестве штурмана и в апреле 1937 г. был направлен в III./KG152, которая была оснащена бомбардировщиками Ju-86 и базировалась в Шверине.

После нескольких боевых вылетов на севере и против британского флота в качестве штурмана на Ju-86 Хелбиг решил стать пилотом. Ему помогли пилоты III./KG152 обер-лейтенанты Фритц Солер (Fritz Sohler) и Герхард Шрёдер (Gerhard Schröder), которые на свой страх и риск начали самостоятельно обучать Хелбига управлению самолетом, хотя подобное "подпольное" образование было запрещено в Люфтваффе. Хелбиг отдавал занятиям и тренировочным полетам все свое свободное время. При помощи Солера и Шрёдера он постепенно прошел все стадии летной подготовки, включая "слепые" полеты. Вероятно, это был единственный случай в истории Люфтваффе, когда кто-то стал квалифицированным пилотом, так и не пройдя специального обучения в летной школе.

1 ноября 1938 г. на основе III./KG152, в которой служил Хелбиг, была создана II./LG1 и перевооружена на самолеты He-111H.

В сентябре 1939 г. LG1 участвовала в нападении на Польшу. Хелбиг, по-прежнему летавший в качестве штурмана, 3 сентября 1939 г. в воздушном бою сбил польский самолет-разведчик. На следующий день он попал на своем мотоцикле в небольшую аварию, и польская кампания на этом для него закончилась. 16 сентября 1939 г. он был награжден Железным Крестом 2-го класса.

В октябре 1939 г. обер-лейтенант Хелбиг участвовал в налетах на английскую военно-морскую базу в заливе Ферт-оф-Форт.

В апреле 1940 г. в ходе боев в Норвегии Хелбиг уже летал в качестве пилота Не-111H. В ходе одного из вылетов самолет Хелбига попал под огонь зенитной артиллерии. Левый двигатель вышел из строя, а бортмеханик получил тяжелое ранение. Через два с половиной часа Хелбигу все же удалось дотянуть до Тронхейма, но при посадке на временную деревянную полосу "Хейнкель" потерпел аварию. В это время на аэродроме работало много норвежских военнопленных, и многие из них смогли бежать, воспользовавшись волнением, возникшим в результате аварийной посадки Хелбига. В результате Хелбиг получил серьезные взыскания и командование даже пригрозило отдать его под трибунал.

В мае 1940 г. обер-лейтенант Хелбиг был назначен командиром 4./LG1 и вместе со своей эскадрильей участвовал в боях в Бельгии, Голландии и Франции.

После завершения боев во Франции 20 июня 1940 г. Хелбиг был награжден Железным Крестом 1-го класса. а 19 июля 1940 г. ему было досрочно присвоено звание хауптмана.

15 августа 1940 г. в ходе массированного налета на англию 4./LG1 потеряла 8 самолетов из 9-ти. Обратно вернулся лишь один экипаж Хелбига. Эскадрилья практически перестала существовать. Но вскоре была пополнена новыми экипажами и уже с 6 сентября снова участвовала в боевых вылетах.

Ju-88 из LG1 продолжали атаковать индустриальные и портовые сооружения, железнодорожные станции, аэродромы. Хелбиг очень быстро пришел к выводу, что действия небольших групп или даже отдельных самолетов против таких точечных целей имеют гораздо больше шансов на успех, чем массированные налеты. Для подобных вылетов в LG1 было отобрано несколько самых опытных экипажей, которые письменно подтвердили свое добровольное согласие участвовать в них.

В октябре 1940 г. Экипаж Хелбига выполнил три удачных одиночных боевых вылета, в ходе которых был выведен из строя завод по производству воздушных винтов в Уоррингтоне, разрушены шлюз Истхем и здание учебного центра английской авиации в Пенроузе.

24 октября 1940 г. после 75 успешных боевых вылетов хауптман Хелбиг был награжден Рыцарским Крестом. К этому моменту на счету Хелбига, кроме успешно пораженных наземных целей, было несколько потопленных кораблей общим тоннажем 22 тыс. брт, еще несколько судов общим тоннажем 11 тыс. брт в результате его атак были повреждены.

В декабре 1940 г. II./LG1 была переброшена из Орлеана на аэродром Катания на Сицилии и в январе 1941 г. участвовала в налетах на Мальту.

В феврале 1941 г. "Юнкерсы" из II./LG1 участвовали в боях в Ливии, поддерживая немецкий "Африканский корпус". В ходе одного из налетов на Тобрук Ju-88 Хелбига был поврежден английской зенитной артиллерией. Только после трех часов полета на одном двигателе самолет дотянул до аэродрома в Триполи.

Всю весну 1941 г. II./LG1 принимала активное участие в налетах на корабли и объекты союзников в ходе борьбы за Грецию и Кипр.

31 декабря 1941 г. хауптман Хелбиг был назначен командиром I./LG1.

16 января 1942 г. после 210 боевых вылетов Хелбиг был награжден Дубовыми Листьями к Рыцарскому Кресту (Nr. 64).

21 января 1942 г. "Африканский корпус" начал новое наступление, чтобы повторно захватить Киренаику и Тобрук 2. С этого момента "Юнкерсы" I./LG1 были практически непрерывно в бою. Много беспокойства доставляла лихорадка, которой болели многие члены экипажей. Хелбиг, сам избежавший болезни, никогда не допускал экипажи к вылетам, если те не были полностью здоровы. Этим он вызывал крайнее недовольство вышестоящего начальства, но был непреклонен в своих действиях.

В первой половине 1942 г. I./LG1, кроме налетов на Тобрук, одновременно участвовала в налетах на Мальту, Александрию и Суэцкий канал. "Юнкерсы" группы также вели поиск английских подводных лодок на маршрутах движения немецких и итальянских конвоев из Италии в Северную Африку.

11 мая 1942 г. Ju-88 из I./LG1 уничтожили сразу три английских эсминца, причем один из них, "Киплинг" ("Kipling") пыл затоплен экипажем Хелбига. На следующий день Хелбиг и пилоты, участвовавшие вместе с ним в этой атаке, получили в подарок от командующего 2-м воздушным флотом генерал-фельдмаршала Альберта Кессельриига двенадцать бутылок шампанского. А 13 мая об успехе хауптмана Хелбига и его пилотов было сообщено в сводке Главного командования вермахта. Вскоре гибель трех эсминцев подтвердила и английская радиостанция в Каире. При этом англичане тогда впервые использовали термин "Helbig-Flyers", который затем стал часто употребляться ими при сообщениях о немецких налетах на Средиземном море.

26 сентября 1942 г. хауптман Хелбиг был награжден Мечами к Рыцарскому Кресту (Nr. 20), и одновременно ему было присвоено звание майора. К этому времени он совершил уже 330 боевых вылетов и потопил в ходе боев на Средиземном море корабли общим тоннажем 182 тыс. брт. Хелбиг стал вторым пилотом бомбардировочной авиации после хауптмана Вернера Баумбаха (Werner Baumbach), получившим Мечи.

В начале ноября 1942 г. у побережья Алжира Хелбиг уничтожил американский транспорт "Лидстаун" ("Leedstown") тоннажем около 10 тыс. брт. Позже у побережья Алжира и Туниса он потопил еще два транспорта - "Каранья" ("Karanaja") и "Гленфинлас" ("Glenfrnlas").

Вскоре майору Хелбигу было запрещено самому участвовать в боевых вылетах. Подобный приказ получали все пилоты, награжденные Мечами к Рыцарскому Кресту. Командование Люфтваффе тем самым пыталось уберечь их от гибели или попадания в плен, чтобы использовать их опыт при подготовке молодых пилотов или на вышестоящих должностях.

В январе 1943 г. Хелбиг был переведен в Берлин и назначен инспектором бомбардировочной авиации, действовавшей против союзников в Западной Европе и Средиземноморье.

В марте 1943 г. Хелбиг получил звание оберст-лейтенанта.

Вскоре Хелбиг понял, что штабная работа в Берлине не для него. У боевого офицера Хелбига возникли серьезные разногласия со многими высокопоставленными начальниками, в числе которых были два генерал-фельдмаршала - Вольфрам фон Рихтхофен и Альберт Кессельринг. Более того, Хелбиг сумел вызвать гнев самого главнокомандующего Люфтваффе Геринга. В результате Хелбиг был занесен в "черный" список Геринга и отправлен в резерв Люфтваффе.

Тем временем в авиакатастрофе погиб командир LG1 майор Ханс-Вернер барон фон Буххольтц (Hans-Werner Freiherr von Buchholtz), а сама LG1 в боях в Тунисе и в районе Сицилии понесла тяжелые потери. Поэтому верховное командование Люфтваффе объявило, что эскадра должна быть вообще расформирована. И тут неожиданно на помощь Хелбигу пришел генерал-фельдмаршал фон Рихтхофен. Он открыто заявил, что был не прав в отношении Хелбига, и предпринял энергичные меры для сохранения LG1.

В результате 14 августа 1943 г. оберст-лейтенант Хелбиг был назначен командиром LG1.

В августе - сентябре 1943 г. Хелбигу кроме LG1 также была временно подчинена часть KG76, для чего было создано "боевое соединение Хелбиг" ("Gefechtsverband Helbig").

Осенью 1943 г. LG1 участвовала в возвращении островов Додеканеса, и в боях в Италии и вокруг нее. После двух ночных успешных налетов LG1 на аэродромы союзников, расположенные на Корсике, фамилия Хелбига снова была упомянута в сводке Главного командования вермахта от 22 мая 1944 г.

В январе и в июне 1944 г. Хелбиг дважды нарушил приказ, перенося вылет эскадры на перебазирование. при этом Хелбиг учитывал погодные условия и обстановку на маршруте. Командование обвинило Хелбига в невыполнении приказа, но расследование установило, что действия Хелбига помогли избежать ненужных потерь, и обвинение было снято.

Летом 1944 г. Хелбигу было присвоено звание оберста, к которому его представил фон Рихтхофен еще в августе 1943 г.

10 сентября 1944 г. оберст Хелбиг получил приказ сформировать новое "боевое соединение Хелбиг", в которое, кроме LG1, вошли группа ночных штурмовиков и эскадрилья самолетов-разведчиков. Однако во время первого же посещения аэродрома ночных штурмовиков в горах Эйфеля легковой автомобиль Хелбига был обстрелян американским самолетом. Водитель и адъютант были легко ранены, а Хелбиг получил тяжелое ранение.

Хелбиг вышел из госпиталя только в марте 1945 г., и на аэродроме Циппендорф (Zippendorf) снова было создано "боевое соединение Хелбиг", в состав которого теперь вошли II./LG1, I./KG66 и часть KG200.

В ночь на 1 мая 1945 г. Хелбиг руководил группой легких самолетов Fi-156, которые предприняли попытку вывезти из окруженного Берлина высшее руководство Третьего рейха.

4 мая 1945 г. Хелбиг получил приказ доставить секретные приказы в штаб-квартиру немецких войск, расположенных на территории Чехословакии. Хелбиг, пролетев над всей территорией Германии, смог благополучно приземлиться в Чехословакии.

8 мая 1945 г. Германия капитулировала, и вечером Хелбиг в последний раз сел в кабину самолета. Не желая попасть в плен к советским войскам, он летел на запад, пока не кончилось горючее. Он попал в плен американцам и был отправлен в лагерь для военнопленных.

Условия в лагере ему не понравились, и 9 июня 1945 г. Хелбиг при помощи одного из американских офицеров бежал. После этого он жил на территории Западной Германии, скрываясь от оккупационных властей. Только в 1947 г., когда союзники освободили всех немецких военнопленных, находившихся у них, Хелбиг прекратил свое полуподпольное существование и вернулся к нормальной жизни.

В последующие годы жизнь Йоахима Хелбига больше уже не была связана с авиацией. Он стал коммерческим директором пивоваренного завода в Западном Берлине.

Йоахим Хелбиг погиб 5 октября 1985 г. в автомобильной катастрофе в Испании.

 

Источники информации:

1. Зефиров М.В. Асы Люфтваффе: Бомбардировочная авиация. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2002.

2. Зефиров М.В. Асы Люфтваффе. Кто есть кто: Выдержка, мощь, внимание. — М.: АСТ, Астрель, 2011.

3. Luftwaffe Officer Career Summaries By: Henry L. deZeng IV and Douglas G. Stankey

4. Michael Holm. The Luftwaffe, 1933-45.

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.