Отто Вайсс
(Otto Weiß)

Otto Weiß

Кавалер Рыцарского Креста к Железному Кресту с Дубовыми Листьями

Страна:

Германия

Годы жизни:

25.09.1907 - 19.08.1955

Вид авиации:

Штурмовая

Категория:

летчик

Места службы:

Stab/JG134

10.36‑01.08.38

Начальник штаба

1./Sch.Gr.40

01.08.38‑01.11.38

Командир эскадрильи

4./LG2

01.11.38‑39.12.39

Командир эскадрильи

Stab II./LG2

39.12.39‑15.10.40

Командир группы

Stab II./LG2

26.05.41‑13.01.42

Командир группы

Stab/Sch.G.1

13.01.42‑18.06.42

Командир эскадры

Боевых вылетов:

520

 

Родился 25.09.1907 г. в Бреслау. В 1926 г. поступил в полицейскую школу в г.Франкенштайн (Frankenstein) в Силезии. В 1931 г. Вайсс стал кандидатом в офицеры, а в 1933 г. получил звание лейтенанта полиции.

01.03.33 г. направлен для лётной подготовки в Немецкую школу воздушных сообщений в Брауншвейге. Он прошёл все фазы секретных тренировок и стал одним из лучших «летающих полицейских».

01.10.34 г. Вайссу было присвоено звание обер-лейтенанта, и он был переведён в Люфтваффе.

В течение двух лет служил в эскадрилье армейской тактической разведки на должности офицера технического обеспечения.

В октябре 1936 г. присвоено звание хауптмана, и Вайсс был назначен в штаб эскадры JG134. Вайссу не была по душе штабная работа и он регулярно направлял командованию рапорты с просьбой перевести его на летную работу.

01.08.38 г. он был назначен командиром 1./Sch.Gr.40, а 01.11.38 г. назначен командиром вновь сформированной 4.(Sch)/LG2.

С 01.09.39 г. группа II.(Sch)/LG2 участвовала во вторшении в Польшу. Ее пилоты неоднократно совершали боевые вылеты, поддерживая продвижение вперёд частей 1-й танковой дивизии. В ходе одного из таких вылетов «Хеншель» Вайсса в районе г. Томашув-Мазовецки на малой высоте попал под сильный зенитный огонь из пулемётов. Самолёт получил несколько попаданий, а одна из пуль задела плечо Вайсса, но он всё же смог благополучно вернуться на свой аэродром, и через три часа доложил, что готов для дальнейших вылетов.

04.09.39 г. хауптман Вайсс награждён Железным Крестом 2-го класса.

07.09.39 г. во время атаки наземных частей в районе Томашува, «Хеншель» Вайсса был обстрелян из пулеметов и несколько попаданий в носовую часть. Двигатель начал давать перебои, а вкоре и совсем остановился. Вайсс совершил посадку на поле у леса. Ведомый Вайсса лейтенант Зигфрид Халупка (Siegfried Chalupka) обстрелял группу польских солдат, стремившихся захватить совершившего посадку летчика, что дало время Вайссу укрыться в кустарнике. Халупка доложил о сбитом Вайссе командиру группы майору Вернеру Шпильфогелю (Werner Spielvogel), и тот сам лично на самолете Fi-156 Storch вылетел на выручку попавшего в беду летчика. Его сопровождали три Hs-123, в том числе лейтенанта Халупки, который показывал дорогу. Шпильфогель обнаружил Вайсса, который подал сигнал зеленой ракетой, и посадил самолет. Едва подбежавший Вайсс успел втиснуться в кабину, самолет поднялся в воздух и тут же был обстрелян с земли. Несколько пуль пробили полотняную обшивку «Шторьха». Сопровождавшие Шпильфогеля «Хеншели» сначала обстреляли поляков, а затем сопроводили его на свой аэродром.

15.09.39 г. генерал фон Рихтхофен, посетивший аэродром II.(Sch)/LG2, лично вручил Вайссу Железный Крест 1-го класса. Он стал одним из немногих солдат, награждённых в ходе польской кампании Железными Крестами 1-го и 2-го классов.

01.12.39 г. назначен командиром группы II.(Sch)/LG2.

В мае 1940 г. группа действовала во Франции и Бельгии.

17.05.40 г. "Хеншели" II.(Sch)/LG2 совместно с "Мессершмиттами" I./JG21 атаковали танки ударной группы французских частей, которые должны были нанести удар во фланг немецким танковым частям, продвигающимся к Ла-Маншу. Бой продолжался около трех часов. Было уничтожено 40 танков, 30 из которых были на счету пилотов II.(Sch)/LG2. Затем в течение еще двух часов немецкие самолеты атаковали французскую пехоту. В течение этого времени Вайсс и его пилоты совершили по 3 боевых вылета. При этом "Хеншель" Вайсса несколько раз получал попадания, но все же благополучно возвращался на аэродром.

На следующий день, 18.05.40 г., хауптман Вайсс был награждён Рыцарским Крестом.

Затем II.(Sch)/LG2 участвовала в боях в районе Дюнкерка, на реке Сомма и в Нормандии.

01.07.40 г. Вайссу было присвоено звание майора.

В июле 1940 г. II.(Sch)/LG2 была отозвана в Германию, где была оснащена самолётами Bf-109E-4/B. В конце августа группа снова вернулась во Францию и приняла участие в «битве за Англию». Самолёты II.(Sch)/LG2 атаковали английские суда в Ла-Манше и порты в южной части Англии. В ходе одного из вылетов «Мессершмитт» Вайсса получил тяжёлые повреждения, но всё же смог дотянуть до Кале и совершить там вынужденную посадку.

10.10.40 г. управление кадров Люфтваффе направило майора Вейсса в авиашколу в берлинском пригороде Гатов. Он должен был пройти там специальные курсы подготовки командиров эскадр.

В феврале 1941 г. Вайсс с отличными результатами закончил курсы. В начале марта был откомандирован «для получения опыта управления большими соединениями» в штаб истребительного командования в зоне Ла-Манша.

26.06.41 г. майор Вейсс вернулся на прежнюю должность командира группы, которая приступила к боям на Восточном фронте.

В сентябре 1941 г. в II.(Sch)/LG2 для фронтовых испытаний прибыли новые двухмоторные штурмовики Hs-129B-1, имевшие закрытую бронированную кабину и вооружённые двумя 20-мм пушками MG151/20 и двумя 7,9-мм пулемётами MG17. Вайсс водил шестерку новых штурмовиков в боях за Вязьму.

В октябре 1941 г. группа участвовала в боях в районе Калинина, затем в сражении под Москвой. В середине декабря Вайсс выполнил свой 450 боевой вылет. К этому времени на его счету уже был 31 танк, свыше 200 различных автомобилей, а также 30 позиций зенитной и противотанковой артиллерии.

31.12.41 г. майор Вайсс был награждён Дубовыми Листьями к Рыцарскому Кресту (Nr. 52).

В начале января 1942 г. из-за больших потерь, понесённых осенью – зимой 1941 г. в боях под Москвой, II.(Sch)/LG2 была отозвана в Германию для пополнения и отдыха.

13.01.42 г. на базе II.(Sch)/LG2 была сформирована эскадра Sch.G.1. Её командиром был назначен майор Отто Вайсс.

Весной 1942 г. Вайссу присвоено звание оберcт-лейтенанта.

В мае Sch.G.1 была переброшена на южный фланг Восточного фронта. Пилоты Sch.G.1 совершили над Керченским полуостровом 1467 боевых вылетов. Число вылетов самого Вайсса выросло до 520, и на его счету было 47 уничтоженных танков.

18.06.42 г. оберст-лейтенант Вейсс оставил командование над Sch.G.1. Ему было поручено создавать новые части непосредственной поддержки войск с воздуха. В конце 1942 г. Вайсс сформировал в испытательном центре Люфтваффе в Рехлине т.н. Panzerjagdkommando, которое предназначалось для испытания и отработки новых образцов вооружения для борьбы с танками. Там испытывались различные самолеты и вооружение с целью определения их эффективности в применении против танков.

В феврале 1943 г. в Хортице в составе 4-го воздушного флота было создано Panzerjagdkommando «Weiß». Оно было оснащено самолётами Hs-129B-2 и успешно действовало против советских танков. При этом число танков, уничтоженных лично Вайссом, выросло до 53.

Успешные действия Panzerjagdkommando «Weiß» привели к созданию специального командования – Führer der Panzerjager-Staffeln. В него были сведены все эскадрильи «истребителей танков» общей численностью около 60 Hs-129B. Во главе этого командования был поставлен оберст-лейтенант Вайсс, но при этом ему самому было запрещено выполнять боевые вылеты.

В июле 1943 г. командующий истребительной авиацией генерал-майор Адольф Галланд учредил в своём штабе должность инспектора частей тяжёлых истребителей и непосредственной поддержки войск (Inspekteur der Schlacht- und Zerstörerflieger) и назначил на неё оберст-лейтенанта Вайсса.

01.11.43 г. Вайссу присвоено звание оберста. С декабря 1943 г. по апрель 1944 г. он работал в комиссии по аэродромам Главного командования Люфтваффе. Затем до января 1945 г. осуществлял координацию действий авиации сначала в Прибалтике в районе Данцига, а затем в Чехословакии.

Последние недели войны провёл в штабе 6-го воздушного флота. При этом именно он, взяв на себя всю ответственность, отдал приказ о том, чтобы оставшиеся штурмовики 6-го воздушного флота перелетели на аэродромы в глубине Германии. Благодаря этому последнему приказу Вейсса много пилотов и техников избежали советского плена.

Умер Отто Вайсс 19.08.1955 г. в Киле в результате продолжительной болезни.

 

Источники информации:

1. Зефиров М.В. Штурмовая авиация Люфтваффе. - М.: ООО "Издательство АСТ", 2001. - С. 107, 442

2. Luftwaffe Officer Career Summaries By: Henry L. deZeng IV and Douglas G. Stankey

3. Michael Holm. The Luftwaffe, 1933-45.

 

 

Комментариев пока нет Добавить комментарий

 

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.