100-я победа

Весна 1942 года для Хайнца Бэра (Heinz Bar) прошла в напряженных боях на юге Восточного фронта. 1 мая хауптман Бэр был откомандирован из своей части, которая воевала на центральном участке фронта, в I./JG77, действовавшей в районе Керчи.

В это же время командиром JG77 назначили хауптмана Гордона Голлоба (Gordon Gollob), имевшего на своем счету 86 сбитых самолетов. Он был награжден Дубовыми Листьями к Рыцарскому Кресту.

Эти два человека в жизни были абсолютными антиподами. Бэр славился своей недисциплинированностью и мог запросто отказаться от выполнения боевого задания, если не чувствовал "вдохновения". И сухой, высокомерный, воспитанный в духе старых военных традиций, настоящий "пруссак" и убежденный нацист - Гордон Голлоб. Их характеры неминуемо должны были столкнуться на земле, но этому помешали события в воздухе. Оба пилота - честолюбивы и агрессивны в бою, прекрасно владели самолетом, и поэтому от них следовало ожидать бескомпромиссного соперничества за лидерство в количестве одержанных воздушных побед. Что, собственно, и произошло. Конкретную окраску предстоящему состязанию придавала близость к магической цифре 100.

16 мая Бэр бросил вызов, сбив два ЛаГГ-3 - это его 92-я и 93-я победы. На следующий день Голлоб сделал ответный ход, послав на землю три Р-5 и Як-1.

С Яком, как потом выяснили дотошные историки, произошла следующая история. Эскадрилья Р-5, под прикрытием истребителей Як-1, штурмовала позиции немецких войск, когда ее атаковала группа Bf-109F под командованием Голлоба. Часть "мессеров" связали боем истребители прикрытия, а звено Голлоба быстро расправилось со всеми Р-5. Затем Голлоб пошел на помощь своим пилотам, которые вели бой с советскими истребителями. Он быстро зашел в хвост одному из Яков и с близкого расстояния расстрелял его. Як круто пошел вниз. Этот самолет пилотировал сержант Чайка, который, будучи тяжело раненым, Bсе-таки справился с управлением и привел машину на аэродром под Херсоном. Истекая кровью, он с трудом посадил самолет и потерял сознание. Неуправляемая машина врезалась в стоявший на стоянке истребитель, и оба самолета взорвались. Раненого летчика извлекли из-под обломков, но спасти его жизнь не удалось. Не проследив за судьбой сбитого им самолета, Голлоб увел всю группу домой. В отчете о проведенном бое он указал, что сбил три Р-5 и ЛаГГ-3, хотя на самом деле это был Як-1.

Не успел Голлоб зайти в штаб после этого боя, как ему доложили, что Бэр сбил МиГ-3. В течение нескольких следующих дней Голлоб метался в воздухе, отыскивая любую цель.

18 мая он вылетел со своим ведомым на "свободную охоту" в район Керчи. На малой высоте они пересекли линию фронта, углубились на территорию противника и неожиданно наткнулись на три Р-5. Советские самолеты плотным строем и без сопровождения шли в сторону фронта, не подозревая о надвигающейся опасности. Голлоб еще ниже прижался к земле, пропустил над собой самолеты противника и зашел им в хвост. Советские пилоты безмятежно продолжали полет, чувствуя себя в полной безопасности. Это была легкая добыча. Голлоб записал на свой счет очередные три победы.

В этот же день пара Бэра провела тяжелый бой с двенадцатью ЛаГГ-3. Советские истребители сопровождали свои бомбардировщики, которые бомбили железнодорожную станцию. Обнаружив противника, четверка ЛаГГ-3 пошла на перехват. Имея преимущество в высоте, Бэр ушел в сторону солнца, а затем стремительно атаковал ведущего четверки. Советский летчик слишком поздно заметил опасность, и его оборонительный маневр был уже бесполезен. Очередь прошила его самолет от двигателя до хвоста. Оставшиеся истребители сразу потеряли агрессивность и стали держаться в стороне. Бэр решительно зашел в лоб одному из них и с дальней дистанции открыл огонь. Тот рванулся в сторону и вверх, но нарвался на прицельный огонь ведомого Бэра. Это была отработанная комбинация. Уходя от этой трассы, советский пилот бросил свой самолет в вираж, чего и ожидал Бэр - его огонь был неотразим. Бензин заканчивался и к тому же поступило радиосообщение, что прилетел его друг, инспектор истребительной авиации Адольф Галланд (Adolf Galland), и Бэр ушел на свой аэродром.

19 мая Бэр и Голлоб продолжили состязание. Первый сбил пять истребителей И-16 и достиг результата в 103 победы, а второй продолжал терроризировать тихоходные Р-5, сбив очередную тройку самолетов. Это была 99-я победа.

Достижение Бэра отметили в сводке германского радио: "Командир первой группы JG77 хауптман Бэр сбил свой сто третий самолет, а число побед этой эскадры достигло 2011".

 

Источники информации:

1. WW II Ace Stories

2. Чертова дюжина асов Люфтваффе / Сост. Обухович В.А., Кульбака С.П. — Мн.: Харвест, 2000.

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

 

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.