Николае Полизу (Nicolae Polizu)

Николае Полизу (Nicolae Polizu)

Пилот румынской истребительной авиации.

Родился 2 июля 1904 года в богатой аристократической семье в Харлау (Harlau). Получил высшее образование, после чего занялся разными средствами убийства времени – стал заниматься боксом, теннисом, лыжами и прочим.

Весной 1939 года увлекся новым видом спорта – полетами. Получил гражданскую летную лицензию 14 июня 1939 года. Однако ситуация в Европе была критической и вскорости он Николае направился в военную летную школу в Текучи (Tecuci). Благополучно закончил ее в 1940 году и получил звание сублокотенента (младшего лейтенанта) и отправлен в резерв. Но вскоре его мобилизовали и направили в 5-ю Истребительную Группу, в 51-й иаэ. Тут он стал летать на Не-112.

Вскорости подразделение было переброшено в Трансильванию и командование поставило задачей прекращение регулярных полетов венгерских разведывательных самолетов. Только 27 августа Полизу (на тот момент уже локотенент – лейтенант) смог перехватить венгерский Ca-135bis из состава 3-й Бомбардировочной Группы. Полизу смог повредить самолет и ранить летнаба. Бомбардировщик смог совершить вынужденную посадку в Дебрецене и таким образом Полизу одержал свою первую победу.

В феврале 1941 года Полизу перевели в 57-й иаэ. Тут он стал летать на Bf-109E, причем обучали его германские инструкторы.

Именно в составе этой эскадрильи Полизу участвовал в операции "Барбаросса". Первую свою победу в этой войне Николае одержал на третий день войны – 25 июня – сбив И-16 во время прикрытия налета Не-111 на ж/д станцию в Бесарабеце.

Следующую победу смог одержать только через месяц – 5 августа во время атаки группы советских бомбардировщиков. В том вылете Полизу смог прорваться к бомбардировщикам, но был атакован сразу восьмеркой И-16. Румын смог сбить одного противника, но его самого спасло только появление звена немецких Bf-109.

Через четыре дня он смог одержать еще одну победу и вскорости стал официальным асом с пятью победами. А всего к концу 1941 года его счет составлял 8 сбитых советских самолета, что являлось рекордом для кампании 1941 года. Он был в числе трех румынских летчиков, награжденных орденом "Mihai Viteazu" 3-го класса, причем остальные два летчика были награждены посмертно.

Николае не участвовал в кампании 1942 года – трудно поверить, но в декабре 1941 его отправили... в резерв! Только в марте 1943 года он снова появился на фронте в составе 7-й ИАГ, которая на тот момент сражалась в составе JG 3 "Удет" и была вооружена современными Bf-109G.

Свою первую победу в 1943 году летчик одержал 3 апреля во время вылета на свободную охоту. Он и его ведущий – адъютант Лаурентиу Катана – патрулировали в районе Изюма, когда обнаружили несколько неопознанных самолетов ниже себя. Они быстро спикировали и обнаружили пару Не-111, атакованных несколькими Яками.

Полизу сразу сел на хвост противнику и после недолгого боя смог расстрелять его – Як упал в 5 км от Изюма. Его ведомый тоже сбил один истребитель – это была первая победа молодого летчика.

Через месяц, 2 мая, в бою самолет Полизу получил повреждения. Во время попытки возвращения "мессер" взорвался в воздухе – у летчика никаких шансов не было...

Всего за войну лейтенант резерва Николае Полизу одержал 10 подтвержденных побед + 1 неподтвержденную, совершив 160 боевых вылета и участвуя в 52 боях.

 

© М.Жирохов, 2004-02-19

 

 

Источники:

1. WW II Ace Stories

2. He-112 In Action

 

Поделиться страницей:  

Авиаторы Второй мировой

Информация, размещенная на сайте, получена из различных источников, в т.ч. недокументальных, поэтому не претендует на полноту и достоверность.

 

Материалы сайта размещены исключительно в познавательных целях. Ни при каких условиях недопустимо использование материалов сайта в целях пропаганды запрещенной идеологии Третьего Рейха и преступных организаций, признанных таковыми по решению Нюрнбергского трибунала, а также в целях реабилитации нацизма.